пятница, 4 января 2013 г.

Чума XIV века, бич Божий (I)

Образ смерти – центральная тема позднего Средневековья. Впечатление от эпидемии было так глубоко, а недоумение по поводу ее причин так вопиюще, что в 1473 году, через 120 лет после чумы, француз Жан Коломб изобразил ее со стрелой. Считалось, что гнойные нарывы, свойственные бубонной форме болезни, остаются от стрел Гнева Господня.

Жан Коломб "Чума"
Мессина, Сицилия, 1347 год. Начало октября. На горизонте показались очертания генуэзской галеры. Какие известия везут моряки из Кафы? Уже год татары осаждают этот форпост Европы на Черном море… Галера приближается. Но что это? Никто не натягивает парус, весла недвижимы. Корабль прибивает к берегу, словно тушу мертвого кита. И открывается зловещая картина: повсюду – на палубе и в трюме, между скамьями гребцов – валяются трупы, слышны стоны еще не умерших, покрытых черными пятнами. Стоит зловоние разлагающейся плоти.

Матросы, еще держащиеся на ногах, рассказали о неизвестной болезни, поразившей вражеское войско. И о том, как татары подбрасывали трупы в крепость. Никому не приходит в голову изолировать матросов – они сходят на берег, хоронят мертвых. Чиновники записывают их рассказ, поднимаются на корабль и осматривают его. Проходит два-три дня, и умирает первый заразившийся житель Мессины. Смерть опустошает улицу за улицей, неделю спустя замирает всякая жизнь общественная. Разумные люди бегут, но «враг» уже следует  за ними. Так Мессина распахнула ворота перед чумой.

Черная чума 1348 года
«Величайшая из смертей», magna mortalitas. Сначала в Европе появляются слухи о ядовитом дожде, пролившемся в Индии или Китае, о скорпионах, падающих с неба, и смертоносных испарениях, о тысячах жертв. Константинополь, Левант, Кипр охвачены паникой. С тех пор как та генуэзская галера пришла в Мессину, все разъяснилось.

В феврале 1348 года эпидемия поражает Венецию, Флоренцию и Геную. Суда с Востока, которые хотят причалить, забрасываются с берега горящими факелами. В прибрежных водах Италии качаются на волнах «летучие голландцы» с мертвыми командами. Чума овладевает Пизой, Сиеной, Римом.

Из марсельской гавани болезнь наступает на север, не обойдя и Авиньон, резиденцию папы Климента VI. Здесь, несмотря на жару, день и ночь жгут пахучие травы, призванные очистить воздух. Еще весной пали Барселона, Валенсия и всё северо-западное Средиземноморье. В мае эпидемия пришла в Париж, через месяц она форсировала узкий Ла-Манш. Летом приходят печальные вести из Мюнхена и Кельна.

Сожжение евреев
Ужас кролика перед удавом охватывает христианский мир. В поисках виновных взоры обращаются туда же, куда обычно: к еврейским кварталам. Евреи отравляют колодцы – это «знают даже дети». Поначалу власти пытаются остановить беспорядки: папская булла от 26 сентября 1348 года снимает с евреев это обвинение и запрещает без судебного решения преследовать их. Но положение уже вышло из-под контроля.

В сентябре 1348 года чернь громит евреев в Цюрихе и в общинах на Женевском озере. Горят синагоги в Штутгарте и Аугсбурге, потом во Фрайбурге, Базеле, Ульме. В феврале истерия докатывается до Страсбурга. Впрочем, не только смертный ужас движет людьми, но и расчет, и алчность, конечно. Потому муниципалитеты не особенно противодействуют – и им перепадает. Случается, они первые, еще до погромов, обирают евреев. «Отравители» гибнут, чума празднует победу. 

Летом невидимый враг овладевает Женевой, Берном и Ульмом, затем карает жестокосердный Страсбург и продвигается в Северную Европу. В это время, когда сам папа бессилен, большую популярность приобретает секта флагеллантов, самобичевателей. Ее адепты в подражание страданиям Христовым наносят себе увечья.

Они выходят к городским воротам босые, в рубищах, несут кресты и хоругви, свечи и реликвии, распевают заунывные гимны. Народ выстраивается по краям улиц, многие плачут и молятся, и хотят вот так идти 33 и еще полдня (по дню на каждый год, прожитый Христом на земле), чтобы Господь прекратил чуму.

Процессия флагеллантов
Процессия достигает собора. Там флагелланты достают свои бичи, трехвостые плети с железными шипами, и начинают бить себя по груди и спине – некоторые так рьяно, что кровь забрызгивает паперть. Выступает вперед проповедник. Он грозит Божьим гневом, выкрикивает цитаты из Апокалипсиса, ругает священников.

Улицы заполняются сектантами, и все чаще их покаянные радения напоминают оргии, а сами они – одержимых, обвинения в адрес церкви становятся безумны. Папа проклинает взбесившихся флагеллантов буллой 20 октября 1349 года.



Источник: 
Кай Родемахер, ж-л «Geo» № 4. Апрель 2003 г.





Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com. Спасибо.
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please! Thank you.


Комментариев нет:

Отправить комментарий