пятница, 9 августа 2013 г.

Средневековые прически романского периода

Прически германцев
У всех народов и во все времена прически наряду с одеждой играли важнейшую роль в повседневной жизни и были объектом заботы, причем у обоих полов. Нередко им приписывалось магическое значение, например, в эпоху раннего Средневековья, а точнее в VIII  веке, кельты, жившие в Северной Европе, носили длинные волосы.

У мужчин они символизировали силу, у женщин — плодовитость. И мужчины, и женщины заплетали косы или делали сложные прически, закрепляя их заколками. У германских племен так же длинные волосы считались лучшим мужским украшением. Их высоко закручивали в хвост, распуская по плечам.

С установлением феодальных отношений и распространением христианства средневековые прически и связанные с ними обычаи приобретают новое значение. Так, вассал мог преподнести свои срезанные волосы сюзерену в подтверждение клятвы верности, то же делал и новиций*, становясь монахом. Пряди волос дарились на память возлюбленным (кстати, этот обычай просуществовал необычайно долго – вплоть до конца XIX века), из них плели кольца, цепочки, делали амулеты.

Церковь, разумеется, не могла остаться в стороне, предписывая своим служителям выбривать на макушке тонзуру, – отличительный знак принадлежности к сословию клириков. Также одним из наказаний для неверных жен и заподозренных в колдовстве мужчин и женщин служило насильственное обривание волос,осуществляемое по постановлению церковного суда.

Историк изучает средневековые прически по сохранившимся миниатюрам, манускриптам и скульптурным изображениям. На основании этих источников можно сделать вывод, что до конца XII века общепринятой прической девиц знатного происхождения в Западной Европе были волнистые локоны, распущенные по спине. Они служили символом целомудрия и невинности.

Прическа замужней дамы
Прическа "Рыцарская коса"
Средневековая прическа девицы
Замужние дамы, как правило, собирали волосы, а поверх вуали или покрывала завязывали гебенде. Церковь ревностно следила за тем, чтобы женщина, состоящая в браке, носила головной убор. Распущенные волосы у нее рассматривались как «дьявольский хвост» и «сатанинское искушение». Тем не менее в  эпоху крестовых походов и культа Прекрасной Дамы многие замужние женщины носили, так называемые, «рыцарские косы», не покрытые головным убором.

Прическа «рыцарская коса», как считается, появилась во Франции, «завоевала» Англию и в меньшей степени Германию. В XII веке она пользовалась популярностью у женщин практически всех социальных слоев и представляла собой одну или две туго заплетенные косы, в которые вплетались ленты из шелка, тонкой кожи или ткани.

Известно несколько вариантов данной средневековой  прически. Косы могли заплетаться по бокам, либо на затылке. Спадающие по бокам косы, дополнительно связывали между собой лентами. Иногда в них вплетали искусственные пряди, удлиняя таким образом косы почти до пола. Существовала еще одна похожая прическа. В этом случае волосы не заплетали, а просто обвивали ленту вокруг прядей, спускавшихся вдоль тела с двух боков. Кроме того, средневековые дамы укладывали косы вокруг головы или на затылке в виде валика.
Средневековая мужская прическа

В это же время появились профессиональные цирюльники, становившиеся на время крестовых походов фельдшерами (feld - поле, scheren - стричь). В условиях, когда многие рыцари давали обет не стричь волосы до возвращения из крестового похода, фельдшеры большей частью предоставляли первую медицинскую помощь во время битвы.

Надо заметить, что рыцари не в меньшей степени, чем дамы, следовали моде, заботясь не только о красоте волос, но и бороды. Если женщины носили длинные волосы всегда, то средневековые прически у мужчин отличались колебаниями, порой довольно радикальными: то в моде были короткие стрижки, то, наоборот, принято было отращивать длинные волосы. То же самое можно сказать и о ношении бороды и усов.

Прихоти моды: короткая стрижка и отсутствие бороды

В описываемый период мужчины большей частью коротко подстригали челку, оставляя волосы довольно длинными на затылке. Усы носили практически все, а вот борода нередко была прерогативой только высшей аристократии и королей, простые рыцари и горожане, как правило, бороду сбривали. Но даже здесь существовали определенные символы. Так, в XII веке, выпущенная поверх защитного вооружения борода, служила вызовом противнику. Ее могли завивать, наносить на нее воск, разделять на пряди, вплетая в них золотые нити, словом, украшали, как могли.

Безусловно, все сказанное выше, относится к представителям правящего класса и в меньшей степени к зажиточным горожанам. Городская же беднота и тем более крестьяне за капризами моды не следили. Во-первых, услуги цирюльников были им не по карману, а, во-вторых, подражание в одежде и прическе могло быть расценено как посягательство на исключительные права благородного сословия. Таким образом, средневековые прически – это отражение развития моды главным образом среди представителей западноевропейской аристократии.

*новиций – послушник в католическом монастыре


Источники:
«Европейское средневековье. Пламенеющая готика», Г. Вейс
«Современная энциклопедия. Мода и стиль», изд-во АВАНТА+
«Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф.

Иллюстрации: 
некоторые взяты из книги «Европейское средневековье. Пламенеющая готика», Г. Вейс


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.  Спасибо.
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. Than kyou.

Комментариев нет:

Отправить комментарий