четверг, 10 октября 2013 г.

Настоящий Робин Гуд, существовал ли он на самом деле?

Робин Гуд
Робин Гуд – один из немногих литературных персонажей, сошедших с пожелтевших страниц средневековых произведений, чтобы зажить собственной жизнью. Конечно, в немалой степени тому способствовал литературный дар Вальтера Скотта, сделавшего предводителя разбойной шайки из Шервудского леса близ Ноттингема, героем исторического романа «Айвенго», и тем самым обрекая Робина на мировую известность.

Но, существовал ли на самом деле Робин Гуд? Этот вопрос не дает покоя исследователям средневековой английской литературы. Предположение о том, что прототипом героя баллад был реально живший в средневековой Англии человек, не ново. Так, по мнению некоторых ученых, прототипом Робин Гуда мог быть незаконнорожденный отпрыск графа Честерского Рандульфа.

Между тем в одной из баллад о рождении нашего героя повествуется следующее: молодой паж полюбил графскую дочь. Разумеется, ни о каким браке не могло быть и речи – между ними непреодолимая социальная пропасть, даже если паж происходил из рыцарского, но не знатного рода. Дальнейшие события нетрудно предугадать: спустя какое-то время юная графиня убегает из замка вместе с возлюбленным:

Зеленая чаща приют им дала,
И прежде чем кончилась ночь,
Прекрасного сына в лесу родила
Под звездами графская дочь.

Старый граф, бросившись на поиски дочери, находит ее вместе с новорожденным и все заканчивается вполне счастливо:

Спящего мальчика поднял старик
И ласково стал целовать.
Я рад бы повесить отца твоего,
Да жаль твою бедную мать.

Что в этой балладе вымысел, а что нет? Сегодня трудно сказать. Однако, учитывая тот факт, что история средневековой Англии изобилует примерами признания незаконнорожденных детей в аристократической среде, можно допустить, что, пусть и в приукрашенном виде, но в этой балладе действительно отражено реальное событие.

Таким образом, Робин Гуд вполне мог быть благородным разбойником не только в смысле своих деяний в защиту бедняков, но и по праву рождения. Но как же объединить знатное происхождение и предводительство разбойной шайкой? Здесь уместно вспомнить пушкинского Дубровского, которому в силу причин дворянское звание тоже не помешало возглавить «отряд обиженных». Итак, при определенных условиях Робин Гуд, несмотря на принадлежность к благородному сословию, мог стать тем, кем стал – главарем лесных разбойников.

Одним из таких условий могло быть майоратное право, распространенное в странах Западной Европы на протяжении всего Средневековья. Согласно ему, наследовать землю и замок мог лишь старший сын, первенец, остальные сыновья вынуждены были искать себе другие занятия в жизни, которые могли бы их прокормить.

Одни становились клириками, другие, не чувствуя духовного призвания, попросту занимались грабежом на дорогах, ведь регулярной армии, в рядах которой они могли бы дать выход своим воинственным наклонностям, пока еще не существовало.

Рыцарский разбой, достигший небывалого масштаба, стал одним из факторов, побудивших Папу Урбана II призвать рыцарство отправиться в Первый Крестовый поход. Примечательно, что в своей речи на Клермонском соборе, Папа Урбан произнес следующее: «Пойдете и там не только Гроб Господень мечом освободите, но и земли себе добудите».

Итак, на вопрос, существовал ли на самом деле Робин Гуд, многие исследователи на основании исторических источников отвечают утвердительно. А таковыми источниками, конечно, с определенными оговорками, являются сами баллады о предводители разбойников из Шервудского леса, впервые изданные в Англии в 1510 году. Однако, на чем основываются такие предположения?

Во-первых, средневековые литературные произведения посвящались исключительно людям знатным, воспевая их рыцарскую доблесть, и уж никак не простолюдинам. Во-вторых, в одной из баллад Робин Гуд на предложение Ричарда Львиное Сердце поступить к нему на службу отвечает следующее:





Натура у меня не та,
Чтобы служить кому-нибудь.
Хотя ты – лучший из тех,
Кого можно было бы себе представить.

Эти слова свидетельствуют о том, что лесному разбойнику импонирует рыцарь, в то время как крестьянину рыцарь, принадлежащий к другому социальному слою, чужд раз и навсегда. Более того, когда сам Робин Гуд пытается заняться каким-нибудь делом, он неизменно попадает впросак: рыбаки смеются над его неумелостью, а мясники удивляются его абсолютной несостоятельности продать товар с выгодой:

«Дворянский сынок, – мясники говорят, –
В убыток себе продает.
Он, видно, отца разорит до конца,
Бездельник. Повеса и мот»

Зато, когда на пути рыбацкого судна попался пиратский корабль, Робин оказался на высоте, умело организовав нападение. Кроме того, покупая у мясника, он щедро расплачивается за товар – так, как расплатился бы настоящий рыцарь, ведь щедрость – одна из основных добродетелей, включенных в кодекс рыцарской чести. С другой стороны, трудно себе представить расточительного крестьянина, готового многократно переплатить – он скорее прижимист, чем щедр.

Баллады, посвященные смерти Робин Гуда, – еще один аргумент в пользу того, что человек, ставший прототипом литературного героя, существовал в действительности. Его смерть описана в них реалистично, возможно, даже слишком, что само по себе не было свойственно средневековой литературе, где эпический персонаж умирал героической смертью в схватке с врагом.

Памятник Робин Гуду (Ноттингем)

Робин Гуд, напротив, измученный болезнями, отправился в аббатство Кирклей, чтобы  монахини «отворили» ему кровь (кровопусканием на протяжении долгих веков лечили едва ли не все недуги). Но коварная монахиня не остановила кровь в нужный момент, и Робин умер на руках у верного Маленького Джона совершенно не героической смертью, но настолько реально описанной, что невольно возникает мысль  – такой человек действительно существовал.

В результате раскопок, проведенных английским археологами на месте аббатства Кирклей, были обнаружены могилы, одна из которых предположительно является могилой Робин Гуда. Примечательно, что хотя баллады о его жизни складывались еще в Средневековье, личность Робин Гуда не утратила своей привлекательности и в наши дни. Ему посвящены романы, песни, кино и телефильмы, опера, театральные постановки, а также мультфильмы и компьютерные игры.


Источники:
«Человек из баллады», Наталия Басовская
«Герои и чудеса Средних веков», Жак Ле Гофф

Иллюстрации:
кадры из фильмов «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Робин Гуд Принц воров», «Робин Гуд»




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please.

Комментариев нет:

Отправить комментарий