понедельник, 7 октября 2013 г.

Папа Александр VI Борджиа: несбывшаяся мечта

Семья Борджиа
Интронизация  Александра VI положила конец кровавым конфликтам в Риме, начавшимся после смерти Иннокентия VIII,  и дала полный ход неприкрытому непотизму. Хотя с точки зрения морали окружение себя родственниками – действие, безусловно, осуждаемое, тем не менее с точки зрения политики, а Папа Александр VI Борджиа, несмотря на сан,  несомненно являлся политиком, имеет свое объяснение.

Рост непотизма был прямо пропорционален росту количества личных врагов понтифика. Борджиа прибегал к назначению родственников или ближайших друзей на ключевые посты в Ватикане, и таким образом гарантировал в определенном смысле стабильность своей власти. Той же политической цели служили  браки, которые Александр VI устраивал для своих детей,  прежде всего Лукреции и Чезаре.

Первый раз Лукреция была выдана замуж спустя год после занятия ее отцом папского престола (летом 1493 г.). В тот момент Александр VI Борджиа нуждался в союзе с Миланом против, посягавшего на папский феод, Неаполитанского королевства. В то же время, он вовсе не желал открытого противостояния  с Неаполем, поэтому стал договариваться о браке своего сына Джоффре с одной из неаполитанских принцесс.

Другой отпрыск Александра Борджиа, Джованни, был послан в том же 1493 году к испанскому двору, где вскоре получил не только титул герцога Гандии, но и женился на королевской родственнице Марии Энрикес. Личная жизнь Чезаре Борджиа устроилась подобным же образом, но позже, в 1498 году, когда французский король Людовик XII пожаловал ему титул герцога Валентинуа и устроил брак с сестрой короля Наварры Шарлоттой д’Альбре.

Казнь Савонаролы
Однако главной мечтой Александра VI Борджиа было объединение разрозненных итальянских княжеств под единой властью Римского Папы, и для ее осуществления он неоднократно прибегал к политическим маневрам. Так, например, во время Итальянского похода Карла VIII, понтифик  разрешил французской армии пройти через  папские владения, предоставив  в подтверждение своих добрых намерений сына Чезаре в качестве заложника. Правда, когда политическая ситуация на Апеннинском полуострове изменилась, Папа заключил более выгодный для себя альянс, а Чезаре бежал из французского лагеря.

Самым драматическим периодом в жизни Александра VI стали годы между двумя французскими нашествиями (1496 – 1498). Они ознаменовались нашумевшим разводом Лукреции с первым мужем, интригами и убийствами внутри семьи Борджиа.  После таинственной смерти сына Джованни Папа на некоторое время можно сказать впал в раскаяние, учредив комиссию для проведения реформ в Ватикане. Однако ничего так и не было сделано, более того, вскоре все предложения комиссии были объявлены оскорбительными для Папы.

Мечта Александра Борджиа  о создании сильного папского государства так и осталась нереализованной. Несмотря на военные успехи сына Чезаре, фактически подчинившего Ватикану Северную и Центральную Италию, и расправу Папы над многими из своих врагов, включая непримиримого Савонаролу, время Борджиа подошло к концу. В августе 1503 года после ужина, устроенного кардиналом Адрианом, Александр VI и его сын Чезаре заболели лихорадкой.

Гробница Александра VI и Каликста III  
Диагностика в те времена не отличалась разнообразием, и под лихорадкой может скрываться с десяток известных ныне заболеваний. С другой стороны, не исключено, что понтифик и его сын действительно были отравлены, как это утверждали многие  современники. Как бы то ни было, но спустя пять дней после начала болезни, Александр Борджиа скончался от апоплексического удара – таков был официальный диагноз его личного врача.

Безусловно, Александр VI не первый и не последний из Римских Пап злоупотреблял властью, пользовался ядом и открытым насилием для расправы с неугодными ему людьми. Многие из тех, кто носил папскую тиару, раздавали должности за деньги, назначали родственников и друзей на доходные места, продавали индульгенции, копили богатства, содержали любовниц,  устраивали будущее своих незаконнорожденных детей и мечтали подчинить мирских правителей своей власти. Тем не менее мало кто из Римских Пап мог сравниться с Александром Борджиа в размахе злоупотреблений и неприкрытой беспринципности.

И все-таки, мне кажется, было бы неправильно закончить цикл статей об Александре VI, обойдя молчанием его вклад в культуру эпохи Возрождения. Тем более что эта сторона личности Папы, как правило, не столь известна в отличие от его  скандальной репутации. Так, он провел строительные работы в замке Святого Ангела в Риме, покровительствовал художникам, стал инициатором росписи собора Санта Мария Маджоре, финансировал в 1497 году строительство большого здания для университета в Риме, пригласил для преподавания иностранных ученых и освободил студентов от некоторых налогов.

С тех пор прошло пять веков, но Александр VI Борджиа продолжает вызывать интерес не только у ученых-историков, но и у широкого круга любителей истории периода Возрождения.


*Непотизм (зд) – раздача церковных должностей, званий и земель, ради укрепления собственной власти.


Источники:
“Borgia – la ambición de lpoder”, Laura García Sánchez
«Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи», Жак Эрс
«Человек в зеркале истории. Отравители. Безумцы. Короли», Наталия Басовская
«История христианской церкви. Том VI. Средневековое христианство», Шафф Ф.



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий