суббота, 18 января 2014 г.

Кардинал Ришелье. Люсонский диоцез (1608 – 1615 гг.)


Вернувшись из Рима, Арман Жан дю Плесси, который знаком нам больше под именем кардинала Ришелье, с головой ушел в изучение теологии. Сдал экзамен, получил титул бакалавра и стал членом Сорбонны. Однако в самом начале 1608 года он неожиданно заболел. Приступы лихорадки и сильнейшие мигрени продолжались несколько недель.

Кардинал Ришелье
После выздоровления Ришелье назначили дворцовым причетником. В этой должности он пробыл недолго, решив в конце года отправиться в Люсон. Местный диоцез (епархия) числился среди самых незначительных во всей Франции.  Тем не менее с 1583 года предки кардинала Ришелье получали с него доход; но так как  епископ там не жил, его особняк и собор постепенно ветшали.

Приехав в Люсон в последних числах декабря 1608 года, новоназначенный епископ со всей энергией, присущей молодости, принялся, во-первых, за обустройство собственного жилья, во-вторых, за просвещение паствы. С этой целью он написал книгу «Воспитание христианина», в которой изложил основные учения Церкви в доступной форме. Книгу издали через 10 лет, а впоследствии даже перевели на другие языки. Кроме того, Ришелье отремонтировал епископский особняк, купил посуду и мебель, соответствующие его положению, нанял слуг. Таким образом, окружающим давалось понять, что епископ Люсонский – человек с достатком.

Затем он взялся за восстановление городского собора и колокольни, разграбленных и практически разрушенных во время религиозных войн. Наведение порядка в епархии – стало главной заботой будущего кардинала. Ришелье был одним из первых французских прелатов, применивших решения Тридентского Церковного собора на практике. Их целью было – поднятие авторитета католического духовенства среди народа. Например, Ришелье открыл в Люсоне семинарию для священников и лично контролировал их назначение. 

Он проводил много времени в разъездах по епархии, проводил службы, поощрял священников читать, посылая им книги. Его можно было назвать едва ли не образцовым епископом. Вся эта кипучая деятельность – свидетельство того, что Ришелье воспринял свое духовное назначение всерьез. Действительно, его нельзя было назвать «отсутствующим» епископом. Этот термин применяли к тем дворянам, которые, получив от короля диоцез, никогда в нем не появлялись, зато исправно взыскивали с него доходы.

Возможно, кто-то возразит, что Ришелье двигало не искреннее желание помочь религиозному просвещению народа, а личные амбиции. Даже если это так, многие ли деятели в истории утруждали себя заботой о нуждах сограждан, удовлетворяя свои амбиции? К чести Ришелье следует сказать, что всю жизнь он стремился возвеличить Францию, хотя, конечно, не упускал случая «позаботиться» о собственных интересах. 

Поэтому, естественно, он не намеревался всю жизнь провести в Люсоне. Бедный диоцез вряд ли мог удовлетворить такого честолюбца, каковым был Ришелье. Скорее – это была отправная точка, откуда началась его карьера государственного деятеля. 

***

Убийство Генриха IV в 1610 году поставило Францию на грань новой религиозной войны. Политика, проводимая регентшей Марией Медичи, не понравилась протестантам: будучи ярой католичкой, королева-мать избрала курс на союз с Испанией. Ну и обычная раздача титулов и крупных денежных сумм фаворитам, так же не добавляла ей популярности.

Фаворит Марии Медичи Кончино Кончини

В обстановке смены власти епископ Люсонский решил, что может заявить о себе. Однако вначале регентства Марии Медичи ему явно не везло: поездка в Париж (летом 1610 г.) успеха не имела, его персона, казалось, никого из министров не заинтересовала. Но Ришелье не отчаялся, следующие три года он писал раболепные письма в Париж высокопоставленным придворным, хотя и без особого успеха. Тем не менее его имя оставалось на слуху.

В 1613 году епископ Люсонский снова поехал в Париж. Здесь он познакомился с любимцем королевы-матери итальянцем Кончино Кончини. Французская знать презирала иностранного выскочку, но Ришелье был прирожденным политиком, и во имя выгоды мог глубоко скрывать свои истинные чувства за беззастенчивой лестью: «Монсеньор,  так как я всегда чту тех, кому обещал служить, — писал он Кончини, так и вам я подтверждаю свою преданность...».

В следующем 1614 году принц Конде поднял мятеж, заявив в выпущенном им Манифесте, что страну могут спасти только Генеральные Штаты*. Мария Медичи пошла на уступки, а, кроме того, «подарила» мятежному принцу крови почти полмиллиона ливров на покрытие расходов, понесенных Конде во время восстания.

Королева Мария Медичи

Кардинал Ришелье позднее записал в своих мемуарах: «Это было такое ужасное время, ведь именно те из высшей знати, кто был наиболее могущественным, разжигали волнения; а в период беспорядков… министры старались спасти свою собственную шкуру, вместо того чтобы обеспечить безопасность страны».

Сам же Ришелье считал, что терпимое отношение к гугенотскому (протестантскому) меньшинству – один из краеугольных камней стабильности государственной власти. Такую, вполне здравую позицию, он занял во время пребывания в Люсоне и придерживался ее всю жизнь. «Нашей гражданской обязанностью, —  заявил он как-то во время проповеди, —  является поддержание порядка. Что касается наших религиозных чувств, то они не должны мешать нам выполнять предписания власти».

При поддержке епископа Пуатье Ришелье избрали депутатом, который должен был представлять в Генеральных Штатах духовенство провинции Пуату. Безусловно, он понимал, что ему выпал шанс сделать государственную карьеру, и Ришелье, конечно же, им воспользовался. Так, в феврале 1615 года он удостоился чести выступить от имени всего духовенства на заседании Генеральных Штатов. Посвятив большую часть речи надеждам своего сословия, он закончил ее настоящим панегириком* королеве-матери.

Заседание Генеральных Штатов

Нарушив этикет, по которому следовало обращаться к присутствовавшему в зале королю, Ришелье сказал: «Счастлив король, которому Бог даровал честь иметь такую мать!.. Как верно направила она корабль государства, стоя у кормила, и провела его через бури и рифы во время малолетства его величества! Мадам! Вся Франция находится в неоплатном долгу перед вами! ... Продолжайте, как и прежде, мудро руководить правительством! И тогда к титулу «королева-мать», которым вы обладаете, добавится новый – «мать королевства»!»

Стрела красноречия попала в цель: Мария Медичи заметила молодого епископа, дала ему право распоряжаться своими личными поместьями, а также королевским дворцом, когда в том же году она с сыном Людовиком XIII отправилась встречать будущую невестку Анну Австрийскую.

На тот момент Ришелье исполнилось только 30 лет, но его политическое будущее уже казалось многообещающим. 


* Генеральные Штаты - высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства, горожан) в феодальной Франции.
*Панегирик - похвальная публичная речь.


Источники:
Роберт ДЖ. Кнехт «Ришелье»
Хилэр Беллок «Ришелье»
Басовская Н. «Кардинал Ришелье», передача «Все так», радио «Эхо Москвы», 2006 г.


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий