среда, 17 февраля 2016 г.

Бургундская мода конца XIV - XV веков


В XV веке герцогство Бургундия было одним из богатейших в Западной Европе. В немалой степени этому способствовало производство тончайших сукон и шерстяного бархата. Для их изготовления бургундцы использовали английскую шерсть, которую затем окрашивали таким образом, что достигался эффект перемены цвета на свету. Более того, готовую ткань отделывали поверх вышитыми узорами из серебряных и золотых нитей.

При герцоге Филиппе III Добром (1396 - 1467 гг.) бургундский двор стал законодателем моды для всей Западной Европы. Герцог покровительствовал ученым, художникам, поэтам, музыкантам и ремесленникам, которые во множестве стекались в Бургундию.

Герцог Бургундии Филипп Добрый

Филипп Добрый устраивал многодневные пиры, да и сама жизнь бургундского двора была похожа на праздник. Короли и правители других европейских государств брали за образец  не только пышный придворный церемониал и веселые празднества, но и экстравагантные наряды родовитых подданных Филиппа III.

Бургундская мода возникла в конце XIV века как ответвление готического костюма. Собственно, готический крой, абсолютно соответствующий фигуре, был сохранен, изменения главным образом коснулись декорирования, форм и цветового решения. Не зря этот период в истории костюма получил название «карнавала мод», так возмущавшего церковнослужителей. Один французский летописец усмотрел в этом даже божий промысел и причину военных неудач в Столетней войне:

«Бог послал эту напасть на нас за грехи наши потому, что тщеславие Франции было велико, и несообразность одежды и разного платья переходила из одной крайности в другую... Люди были похожи скорее на шутов, чем на честных людей, а потому и неудивительно, что за подобные безрассудства, превысившие всякую  меру, Бог наказал нас бичом своим –  королем Англии».

Двухцветный бургундский костюм

Действительно, расцветка костюма периода бургундской моды подчас  была чрезмерно пестрой и асимметричной. Так называемый принцип мипартии предполагал вертикальное или перекрестное деление одежды по цвету  соответственно на две или четыре части. Например, левая рука и правая нога красные, а левая нога и правая рука зеленые. Были также «гербовые костюмы», повторявшие эмблематику и цвет гербового щита.

Фигурные фестоны-экревиссы и гирлянды золотых желудей с вырезанными  из зеленого сукна дубовыми листьями украшали рукава, мешая  движению. Впрочем, последнее обстоятельство нисколько не беспокоило бургундских модников, ведь они слыли  убежденными бездельниками. Их наряды зачастую «озвучивали» десятки серебряных бубенчиков: на шляпе, рукавах или остроносых сверх всякой меры башмаках – пуленах.

Бургундская мода

Нередко плащи, шляпы и одежда дам и кавалеров почти не отличались, что еще больше приводило в негодование церковнослужителей. Конечно, все вышесказанное относится к костюму знати. Между тем бургундская мода никак не коснулась простолюдинов, они продолжали одеваться так же, как их предки, жившие в романскую эпоху.



Источники:
«История в костюмах. От фараона до денди»
«Современная энциклопедия. Мода и стиль»




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please


Комментариев нет:

Отправить комментарий