вторник, 3 мая 2016 г.

Реформация Католической церкви – новый виток духовных исканий


 «ВЕЛИКАЯ трагедия средневековой церкви в том, что она не смогла идти в ногу со временем... Закоснелая и неспособная давать духовное руководство, она стала реакционной, упадочнической и растленной на всех уровнях».
   

Так в книге «История реформации» описывается могущественная Римско-католическая церковь, власть которой с V по XV век распространялась почти на всю Европу.  Как же случилось, что церковь утратила свое влияние и стала «упаднической и растленной»?

К концу XV века Римско-католическая церковь с ее приходами, монастырями и школами стала крупнейшим землевладельцем во всей Европе. Известно, что ей принадлежала половина земельных угодий Франции и Германии, а также две пятых и более земель Швеции и Англии. К чему это привело?

Продажа индульгенций

«В конце XV — начале XVI века роскошь и великолепие Рима безмерно возросли и его политическое влияние на какое-то время усилилось»,— говорится в книге «История цивилизации». Однако эта роскошь дорого стоила, и, чтобы не утратить ее, папство вынуждено было искать новые источники доходов. Историк Вил Дюрант писал:

«Со всякого, кто получал духовный сан, взыскивались аннаты, то есть ежегодные выплаты (в первый год половина дохода, а в последующие годы — десятина), которые требовалось посылать папской курии — административным учреждениям, подчиненным римскому папе. За архиепископский паллий (накидку из белой шерсти, которая удостоверяла и символизировала власть ее владельца) новый архиепископ должен был выплатить папе круглую сумму. После смерти кардинала, архиепископа, епископа и аббата его личное имущество передавалось папе. [...] За разбирательство или решение какого-либо вопроса папская курия в благодарность ожидала подарок, а порой и само решение зависело от подарка».


Таким образом из года в год в папскую казну стекались огромные деньги, что в итоге вело к продажности и моральному разложению. В то время говорили, что «даже папа не может грязью играть и рук не марать», и в истории Римско-католической церкви того периода, по словам одного историка, была «целая плеяда крайне светских пап».

Среди них, например, Сикст IV (папствовал с 1471 по 1484 год), вложивший изрядный капитал в строительство Сикстинской капеллы, которой присвоил свое имя, и обогативший своих многочисленных племянников и племянниц. Скандально известный папа Александр VI Борджиа (папствовал с 1492 по 1503 год) открыто признал своих незаконнорожденных детей и сделал им протекцию.

Папа Сикст IV

Папа Юлий II (1503—1513), племянник Сикста IV, больше посвящал себя войнам, политике и искусству, чем своим церковным обязанностям. Поэтому нидерландский богослов-католик Эразм Роттердамский в 1518 году справедливо отметил: «Бесстыдство Римской курии достигло апогея».

Впрочем, безнравственность и продажность были присущи не только папству. В то время была известна поговорка «Хочешь испортить сына, отдай его в священники». Это подтверждают письменные свидетельства того времени.


По словам историка Дюранта, в Англии в 1499 году «23 процента тех, кто обвинялся в распутстве... были священники, хотя в целом служители церкви составляли менее 2 процентов населения. Некоторые духовники пытались склонить кающихся женщин к сексуальным связям. Тысячи священников, а в Германии практически все, имели любовниц».

В Испании говорили: «От служителей Христа вряд ли можно что-то получить без денег; за крещение — плати... за венчание — плати, за исповедь — тоже плати. Ничего, даже соборование перед смертью, не получишь без денег! Бесплатно они и в колокол не позвонят, и в церкви не отпоют. Как видно, для бедняков дорога в Рай заказана».

Сикстинская капелла

Обобщить сказанное о состоянии Римско-католической церкви начала XVI века можно словами Никколо Макиавелли, известного итальянского философа того времени:

«Невозможно представить большего свидетельства упадка религии, нежели указание на то, что народ, находящийся ближе всех к римской Церкви, являющейся главой нашей религии, наименее религиозен».

Кризис церкви заметили не только Эразм Роттердамский и Макиавелли, но и сама Церковь. Для рассмотрения некоторых жалоб и нарушений созывались церковные соборы, но существенной пользы это не принесло. Папы, купающиеся в лучах собственной славы и могущества, не приветствовали какие-либо перемены.



Если бы Церковь лучше следила за чистотой собственного «дома», то не исключено, что религиозной Реформации не было бы вовсе. Вальденсы и альбигойцы, которые были признаны еретиками и движение которых было жестоко подавлено, пробудили в искренних людях протест против неблаговидных дел католического духовенства и желание вновь обратиться к Библии. Таковыми были причины религиозной реформации в Западной Европе.


Источник:
«Человечество в поисках Бога» (перепечатано с сокращениями)


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please