вторник, 19 февраля 2019 г.

Возникновение феодальной армии


При феодальной системе все земли королевства официально принадлежали королю. Он имел большие владения (королевский домен), доходы с которых шли на его личные расходы и содержание свиты, но большая часть земель королевства передавалась в виде феода высшей знати, которая должна была содержать определенное количество воинов для защиты государства.


Эти вассалы короля, сохраняя некоторую часть своих владений для обеспечения собственных нужд, передавали остальное в пользование рыцарям при условии, что каждый из них будет по первому же требованию своего сюзерена поставлять указанное количество воинов.

Некоторые из высших вассалов, преимущественно церковные феодалы и бароны Священной Римской империи, предпочитали сохранять личный контроль над всеми своими землями и соблюдали свои обязательства перед королем, нанимая рыцарей, — их называли придворными рыцарями.


Рыцари также передавали участки земли своим вассалам при условии, что их пользователи будут обеспечивать себя вооружением и при необходимости выступят под его знаменем для ведения боевых действий. Таким образом, каждый владелец феода мог выставить определенное количество воинов, которые составляли его свиту.

Крестьяне и личная свита рыцаря были одеты в кожаные куртки, вооружены копьями или луками и сражались пешими, двое или трое из его наиболее крупных арендаторов могли иметь стеганые куртки и стальные шлемы; младшие братья или сыновья рыцаря, а также его оруженосцы сражались верхом, каждый был вооружен копьем, мечом и щитом и защищен почти такими же, как у рыцаря, доспехами.


Сам рыцарь, полностью защищенный доспехами и вооруженный копьем, мечом и щитом, сражался верхом на тяжелом боевом коне. (В середине XlV в. свита лорда Ричарда Толбота состояла из 14 рыцарей, 60 оруженосцев и 82 лучников, а свита Джона де Вира, графа Оксфордского, — из 23 рыцарей, 44 оруженосцев и 63 лучников.) Свиты объединяли в войско, которое непосредственный вассал был обязан предоставить королю, а из них формировалась королевская армия.

Младшие держатели, владевшие меньшими, по сравнению с рыцарем, феодом, становились сержантами — конными воинами, ранг которых был ниже рыцарского. На континенте (в Англии сержантов не было) они за владение землей были обязаны выставлять пехотинцев, командовать местными войсками или выступать в качестве знаменосцев своего сюзерена — это зависело главным образом от размера имения.


Сержанты снаряжались, как рыцари, но их доспехи чаще всего были легче, а кони и вовсе шли в бой без защиты. Этих сержантов не следует путать с «вооруженными сержантами», которые составляли отряд королевских телохранителей.

Впервые отряд телохранителей был создан французским королем Филиппом Августом (1165—1223). Вскоре подобные отряды были созданы и другими европейскими монархами. «Воору женные сержанты» использовались для поддержания порядка и совместно с придворными рыцарями составляли элитное подразделение воинов, окружавших королевскую персону. До появления постоянных армий они выступали в качестве ядра королевской армии.


В большинстве стран короли при крайней необходимости обладали правом призывать всех дееспособных мужчин на военную службу в качестве пехотинцев. В Англии подобный призыв в войско страны или графства под командованием шерифа назывался Posse Comitatus. В Священной Римской империи такое войско называлось Хеербан, а во Франции — Арьербан.

Обычно воины были вынуждены вооружаться за свой счет и могли быть либо легкими пехотинцами с луком или копьем, либо промежуточным звеном между легкой и тяжелой пехотой, то есть пехотинцами с копьем и щитом, защищенными кольчугами или подбитыми железными пластинами куртками и железными шлемами.


Продолжительность службы в полевой армии отличалась в разных странах, но обычно не превышала 40 дней. Срок мог быть продлен, если войскам выплачивали жалованье, но большинство воинов не желало надолго покидать свои земли. Сохранить такую армию в течение длительного отрезка времени было делом затруднительным.

Ополченцы из крестьян не были обязаны нести службу за пределами страны, а более 2/3 рыцарей не являлись на службу, выплачивая откупные, на которые короли могли нанимать небольшие отряды профессиональных воинов.

Англия, Франция, Сицилия и Южная Италия, страны Скандинавии и княжества Священной Римской империи следовали типичной для феодализма системе, поскольку представляли собой государства, основная часть населения которых занималась сельским хозяйством.


Но в Северной Италии и Фландрии, где города были 6огаче и влиятельнее землевладельцев, феодальная система не получила развития. Многие из представителей знати оставляли свои владения, чтобы заниматься торговлей в богатых городах, а это давало городам возможность контроля над окружающей территорией.
  
В Италии к таким городам относились Флоренция, Венеция и Генуя, во Фландрии — Ипр, Гент и Брюгге. Как и многие другие крупные города Европы, они сформировали третий тип воинов — городское ополчение. В отличие от феодального ополчения, городское ополчение было постоянным, и в его обязанности входило выполнение функций городской полиции, служба в гарнизонах крепостей, защищавших торговые пути и порты, а также охрана границ.


Ополчение могло создаваться на основе воинской повинности или формироваться на добровольческой основе, но в любом случае городские воины были лучше обучены и оснащены, чем крестьянские ополченцы, и по уровню подготовки могли быть приравнены к профессиональной наемной пехоте.

В Испании как со стороны испанцев, так и со стороны мавров, военные действия сводились в основном к налетам на территорию противника с целью грабежа. Поэтому испанские рыцари использовали более легкое, чем в остальных частях Европы, снаряжение и арабских скакунов.

Конники, ранг которых был ниже, чем у рыцарей, могли быть вооружены только копьем, дротиками и ножом. Пехота состояла из копейщиков, пращников и стрелков-лучников. В ходе партизанских войн население часто покидало насиженные места, и во многом Испания с ее более или менее независимыми городами имела сходство с Северной Италией, но, в отличие от Италии, оставалась все же под властью короля. Поэтому феодализм в Испании никогда не имел таких сильных позиций, как в Англии, Франции и Германии, хотя количество рыцарей здесь было больше за счет испанских и португальских духовно-рыцарских орденов.



В течение Xlll, XlV и большей части ХV в. в Кастилии, Арагоне и других государствах Пиренейского полуострова (территория современной Испании), раздираемых гражданскими войнами и войнами с арабами, города и крестьянские общины объединялись в союзы с целью формирования войск для своей защиты. В Кастилии эти союзы назывались эрмандадами, в Арагоне — комунидадами.

Таким образом, в Европе постепенно сложились четыре типа войск: 
  • королевское войско;
  • войска баронов;
  • войска военных орденов;
  • городское ополчение;

которые могли вести военные действия в различных комбинациях.




Комментариев нет:

Отправить комментарий