Сравнительно немногие герои литературных произведений могли бы похвастаться
такой известностью, как д'Артаньян - персонаж романов А. Дюма-отца "Три
мушкетера", "Двадцать лет спустя" и "Виконт де
Бражелон". У этого персонажа имелся исторический прообраз - реальный
д'Артаньян, живший и действовавший в XVII веке.
Приезд д'Артаньяна в Париж |
Он прошел путь от малоизвестного потомка обедневшего провинциального
дворянского рода до генерала, верой и правдой служившего монархии. Однако
проследить его деяния не так-то просто. Их отчасти заслонили собой творческие
конструкции ряда писателей. Прежде всего отметим нередкое смешение в одном
прообразе литературного героя минимум трех фактически существовавших
военно-политических деятелей, так что реальный д'Артаньян (до XVIII в. эта фамилия писалась несколько иначе, а читалась
Артэньян) буквально един в трех лицах.
Тем не менее все д'Артаньяны имели отношение к одноименному феодальному
поместью в нынешнем департаменте Верхние Пиренеи (округ Тарб, кантон
Викан-Бигорр). К концу XIX столетия в селении Артаньян,
давно пришедшем в упадок, проживало немногим более 600 человек. Но в Средние
века местный замок был цитаделью графства в Беарне, этой южной части Гаскони.
Гаски (гасконцы) - северное, офранцузившееся крыло пиренейских басков,
смешавшихся с галлами и вестготами, еще сохраняли к XVII в. языковые и культурно-этнические отличия особой
народности, быстро втягивавшейся тем не менее в общефранцузскую жизнь.
Когда король Наварры и частично владетель Гаскони стал французским королем
Генрихом IV, вслед за ним потянулись на
север и иные обитатели южного края. Они покровительствовали друг другу, тащили
товарищей "наверх", сообща подставляли конкурентам ножку и образовали
в Париже настоящее землячество.
Поскольку Генрих IV и его сын Людовик XIII больше доверяли землякам, то подразделение королевских
конных мушкетеров (официально получили звание королевских в 1622 г.), несшее
придворную службу, состояло почти исключительно из гасконцев, а они
использовали уникальный шанс и, подражая коронованным соотечественникам, делали
парижскую карьеру.
Немало гасконцев было также среди королевских гвардейцев. В данных ротах,
позднее - полках, служили и все интересующие нас д'Артаньяны. Этот фамильный
графский титул достался им по женской линии от семейства Монтескью-Фезансак.
Городишко Монтескью, имевший в начале XX в. менее 1 тыс. жителей,
находится в департаменте Жер. Он был древней столицей баронства Арманьяк,
откуда в XIV и XV столетиях "арманьяки" - дворянские отряды
титулованных бандитов - уходили на большую дорогу. Самый известный из графов
д'Артаньян той эпохи, Пьер де Монтескью (1645- 1725 гг.), как раз и являлся
уроженцем Арманьяка.
Сначала королевский паж, а потом мушкетер, он воевал за интересы французской
монархии на полях Фландрии, Бургундии и Голландии, а на рубеже XVIII в. за участие в ряде боевых кампаний был введен в
избранное число военных правителей провинций.
Как генерал-майор, затем генерал-лейтенант, полномочное лицо короля, он
практически неограниченно повелевал в Артуа и Брабанте. Став в 1709 г. маршалом
Франции (именно тогда он официально сменил имя д'Артаньян на Монтескью), он
поднялся еще выше и распоряжался в Бретани, Лангедоке и Провансе, а в 1720 г.
вошел при малолетнем Людовике XV в регентский совет.
Замок Кастельмор известен как место рождения (около 1615 г.) Шарля де Баца, более известного как д'Артаньян |
Различные эпизоды бурной жизни этого гасконца были впоследствии по мелочам
использованы при лепке образа литературного героя. Но в целом перед нами -
"другой" д'Артаньян, хотя и сыгравший в истории Франции более важную
роль, чем персонаж известных романов.
Еще один д'Артаньян той эпохи также являлся современником своих нечаянных
соперников по будущей славе и тоже внес самим фактом своего существования долю
путаницы в вопрос о прототипе литературного героя.
Носивший от рождения имя Жозеф де Монтескью, этот граф д'Артаньян (1651
-1728 гг.) стал 17-ти лет мушкетером, служил в армейских частях, в гвардии и
вновь мушкетером, причем достиг, как и его однофамильцы, не только генеральских
званий, но даже офицерских в войсках королевской свиты (должность среднего
офицера мушкетеров считалась выше полевой генеральской).
Так, он получил чин гвардии капитана в 1682 г., корнета (то есть всего лишь
прапорщика) мушкетерской кавалерии в 1685 г., бригадного генерала в 1691 г.,
младшего лейтенанта мушкетеров в 1694 г., генерал-майора в 1696 г.,
капитан-лейтенанта 1-й роты мушкетеров в 1716 году. Любопытно, что и Пьер, и
Жозеф воевали под начальством третьего, "основного" д'Артаньяна,
причем Жозеф был его двоюродным братом со стороны матери, а после его смерти
перенял титул д'Артаньян.
Прежде чем перейти к этому третьему (но
далеко не последнему) обладателю столь известной фамилии, чье место в
исследовании особенно существенно, целесообразно сказать о том, каким же
образом он попал в литературу. Заслуга эта принадлежит Гасьяну Куртиль де
Сандра (1644 - 1712 гг.), современнику всех трех исходных д'Артаньянов.
К 1678 г. он достиг чина полкового капитана, но пренебрег военной карьерой
ради публицистики. Имея знакомых среди лиц высшей знати, Куртиль долгие годы
тщательно собирал слухи и сплетни, записывал чужие рассказы и хронику дня, интересовался
семейными архивами, приобретал редкие издания и в результате накопил массу
любопытных сведений. Он написал десятки романов, очерков, памфлетов и
фельетонов на исторические, политические, военные и амурные темы, предав
огласке множество тайн, интриг и интимных вещей из жизни французского двора.
Во Франции при Людовике XIV напечатать все это было абсолютно
невозможно. И Куртиль в 1683 г. уехал в Голландию, где и начал серию
публикаций, иногда под своим именем, иногда под псевдонимом Монфор, а иногда
анонимно, причем значительная часть его сочинений, увидевших свет в Амстердаме
и Лейдене, имеет выходные данные вымышленного издателя Пьера Марто в Кёльне.
Как только Куртиль возвратился на родину, его арестовали, чтобы припугнуть.
Выйдя на свободу, он снова уехал в Голландию и до 1702 г. не выпускал пера из
рук. Вторично вернувшись в Париж, угодил на девять лет в Бастилию, вскоре после
чего умер.
Среди его сочинений имелось и такое: "Воспоминания г-на д'Артаньяна,
капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество
частных и секретных вещей, которые произошли в правление Людовика Великого".
Автором, как видим, назван офицер мушкетеров, живший практически незадолго до
того, как книга увидела свет. К тому же начальников самого почетного рода войск
знали тогда во Франции все. Эти обстоятельства позволяли современникам
проверить реальность приводимых в сочинении фактов и считать Куртиля
публикатором или редактором-составителем, придавшим каким-то запискам
распространенную форму мемуаров.
Не случайно данные воспоминания неоднократно цитируются затем в работах
различных писателей и историков начала XVIII в, как бесспорные. Написанные
простым и ясным языком, содержащие ряд ярких эпизодов, хотя взаимно и не
связанных, но объединенных вокруг увлекательной биографии, воспоминания
любопытны сами по себе в качестве памятника эпохи. И даже если бы потом не
появился писатель Дюма, то рано или поздно они все равно привлекли бы к себе
внимание специалистов, после чего неизбежно встал бы вплотную вопрос о личности
мемуариста.
Среди не менее полудюжины д'Артаньянов, чьи биографии в той или иной мере
отразились в этих воспоминаниях, лишь один был в описываемое время главным
начальником мушкетеров. К тому же его жизненный путь более, чем у других,
приближается официальной канвой событий к узловым пунктам повествования,
изданного якобы в Кёльне. Так мы подошли к третьему, основному прототипу
человека, прославленного Александром Дюма.
Но в воспоминаниях 1700 г. никаких генеалогических сведений о герое не
содержится. Их выявили по крохам в малодоступных источниках за последние 100
лет. Его матерью была Франсуаза де Монтескью, род которой владел замком
Артаньян. Отцом являлся Бертран II, барон де Бац (точнее -
Баатц), граф де Кастельмор, чьи предки приобрели все эти титулы, купив их у
казны.
Шарль де Бац |
Они были тесно связаны соседством, хозяйственными и политическими
интересами с представителями будущей династии Бурбонов, а дед
"нашего" д'Артаньяна барон Мано III провел детство в компании
короля Генриха IV и считался его близким
товарищем. Родившегося между 1611 и 1623 гг. внука последнего звали Шарль.
Любопытно, что ни Куртиль, ни позднее Дюма, который заставил гасконца родиться
в 1607 г., не приводят этого имени.
Покинув Гасконь ради столицы, Шарль де Бац воспользовался протекцией своего
дядюшки при дворе, оперся на опыт уже служивших мушкетерами старших братьев и
поступил в гвардию кадетом. В XVIII столетии это понятие не вполне
совпадало с его нынешним значением. Кадетами (то есть буквально
"малышами") называли тогда находившихся на военной службе юношей,
проходивших предофицерскую практику. На деле же это означало, числясь в
должности, довольно беспутно проводить время среди себе подобных.
Именно в Париже, куда Шарль попал на много лет позже, чем того захотелось Дюма,
он окончательно переменил имя со стороны отца - граф де Кастельмор - на имя по
линии матери - граф д'Артаньян, так как материнская родня была знатнее. Он
участвовал в осаде Арраса в 1640 г., где прошел школу молодечества в одной
компании с такими забияками, как С. Сирано де Бержерак; стал мушкетером в 1644
г.; с 1646 г. находился в свите кардинала Мазарини и выполнял в разных местах
его тайные поручения; получил в 1649 г. чин лейтенанта гвардии, в 1650 г. -
гвардейского капитана, а в 1658 г. удостоился звания младшего лейтенанта
королевских мушкетеров и мог теперь отдавать приказания гарнизонным бригадным
генералам.
После того как Людовик XIV добавил к первой, серой роте
мушкетеров вторую, черную, с пелериной иного цвета, д'Артаньян навсегда оставил
гвардию и исполнял должность командира "серых", заменяя самого
герцога Неверского. Под 1667 г. источники упоминают о нем как о
капитан-лейтенанте мушкетеров (капитаном же числился сам король!) и бригадном
генерале армейской кавалерии. При дворе он занимал посты начальника королевских
птиц и королевских собак, а погиб в 1673 г. при осаде Маастрихта, руководя
действиями двух других д'Артаньянов, но годом раньше (а не несколькими
мгновениями, как у Дюма) успел стать "полевым маршалом", то есть генерал-майором.
Что касается его личной жизни, то хотя Дюма предпочел нарисовать его
бездетным холостяком, гасконец женился незадолго до смерти на зажиточной
дворянке Анне-Шарлотте де Шанлеси и имел детей, причем наследный принц и
герцогиня де Монпансье участвовали в крещении одного из них.
Неизвестно, знавал ли Куртиль персонально кого-то из д'Артаньянов и откуда
он добыл факты для своего труда. Приходится верить сочинителю на слово. Все,
читавшие Дюма, могут найти у Куртиля, правда, в обрамлении иных деталей, уже
знакомые им события и фигуры: путешествие молодого человека из Гаскони в Париж,
столкновение с неким Ронэ (у Дюма - Рошфор) и потеря письма к командиру
мушкетеров де Тревилю, дуэль возле Пре-о-Клерк, вражда с кардинальской стражей,
служба в роте королевских гвардейцев дез Эссара, объятия безыменной кабатчицы
(Дюма нарек ее Бонасьё), ужасная миледи.
В роман "Двадцать лет спустя" попали служба у кардинала Мазарини,
поездка через Ла Манш в связи с событиями Английской революции; в роман
"Виконт де Бражелон" - арест суперинтенданта финансов Н. Фуке. В то
же время Куртиль ничего не пишет об истории с алмазными подвесками, которые Анна
Австрийская подарила герцогу Бекингэму. Отсюда видно, что Дюма черпал материал
не из одних "Воспоминаний г-на д'Артаньяна", ибо алмазные подвески
фигурируют в сочинении П. Л. Рёдрера "Политические и любовные интриги
французского двора", а ряд других фактов и эпизодов заимствован из
произведений "Трагикомические новеллы" П. Скаррона,
"Занимательные истории" Г. Тальмана де Рео и т. д.; еще обильнее
заимствования во втором и третьем романах трилогии.
Роман Дюма «Три мушкетера» произвел фурор. Имя д'Артаньяна было у всех на
устах. В кратчайший срок мещанский ажиотаж сделал четвертого мушкетера
национальным героем и возвел его на пьедестал едва ли не рядом с Орлеанскою
девой. Публике хотелось знать, где и когда фактически действовал ее кумир. И
трилогия еще не подошла к концу, как любители исторической правды уже полезли в
старинные хроники.
Такой серьезный человек, как хранитель отдела печатных изданий Королевской
библиотеки Эжен д'Орьяк, публикует двухтомную книгу, с которой, собственно, и
началось "артаньяноведение". Не обнаружив истоков компетентности
Дюма, он тем не менее установил реальность бытия д'Артаньяна и переиздал
записки Куртиля. Тут читатели стали забрасывать вопросами самого Дюма.
Последний отмалчивался.
За дело взялись местные патриоты, особенно гасконские краеведы. Статья
следовала за статьей. Постепенно они добились установки мушкетерам памятников и
открытия мемориальных досок. Кроме того, был накоплен немалый фактический
материал. В начале XX в. увидели свет исследования,
в которых проблема ставилась достаточно широко. Подверглись изучению на базе
разнообразных источников все персонажи трилогии, вместе и порознь. На этом пути
специалисты добились ощутимых успехов.
Так, Жан де Жоргэн проследил родословную и карьеру де Тревиля (фактически -
Труавиль), а также установил, кого именовали Атосом, Портосом и Арамисом.
Оказалось, что это вовсе не псевдонимы, как полагал Дюма, а подлинные имена
трех человек, таких же гасконцев, как д'Артаньян. Атос - двоюродный племянник
де Тревиля Арман де Силлег д'Атос д'Отвьель, потомок богатого буржуа,
приобретшего дворянский титул за деньги. Портос - сын военного чиновника-протестанта
Исаак де Порто. Арамис - сын квартирмейстера мушкетерской роты и двоюродный
брат (или племянник) де Тревиля Анри д'Арамиц.
Что касается семейства де Бац - д'Артаньян в целом, то с XVI столетия и до XIX почти все его представители
отличались едва ли не фанатической приверженностью к династии Бурбонов.
Особенно "прославился" на этом поприще Жан де Бац, который в годы
Французской буржуазной революции конца XVIII в. неоднократно учинял
контрреволюционные заговоры с целью спасти от народного суда взятых под стражу
Людовика XVI, Марию-Антуанетту и их
приближенных, потом бежал в эмиграцию, вернулся при Консульстве, а после
Реставрации был возведен за заслуги перед династией, как и многие его предки, в
генеральское звание.
Источник:
«Реальный д'Артаньян», Шевеленко А. Я.
Комментариев нет:
Отправить комментарий