воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Гигиена в эпоху Возрождения


Наряду с одеждой, прической и обувью, уход за собственным телом во все времена и у всех народов был подвержен влиянию моды. Причем влияние это не всегда было прогрессивным, скорее, оно напоминало колебания маятника. Хотя европейцы в период Средневековья не отличались чистоплотностью, но в городах, по крайней мере, существовали бани – наследие Римской империи. Однако к концу Средних веков они практически исчезают, поэтому личная гигиена в эпоху Возрождения переживает регресс фантастических масштабов.

Гигиена в эпоху Возрождения
Ошибочные медицинские представления относительно распространения некоторых болезней только усугубили ситуацию, отчего уход за собственным лицом и телом находился в плачевном состоянии. Считалось, например, что дурной воздух (то есть зараженный инфекцией) проникает в организм через чистые поры кожи. Вывод – дабы предохранить себя от болезней, лучше воздержаться не только от купаний, но и от умывания лица. Кроме того, бани, как говорили, представляли собой рассадник всякой заразы и неизлечимого сифилиса.  

Купание – неотъемлемая часть личной гигиены – перешло из разряда естественной необходимости в разряд прописываемых медиками лечебных средств. Таким образом, здоровый житель Западной Европы приблизительно с XVI века в бане «не нуждался». Только Восточная Европа осталась верной традициям старины, продолжая париться в бане, как и прежде.

С другой стороны, гигиена в эпоху Возрождения, как, впрочем, и позже в Новое время, переживала катастрофический упадок благодаря усилиям католических проповедников. Справедливости ради стоит сказать, что после Реформации к ним присоединились и протестанты. Они беспощадно клеймили общественные бани, и не без оснований, как рассадник бесстыдства. Вряд ли дело могло обстоять иначе, поскольку деления на мужские и женские бани не существовало.

Бани эпохи Возрождения
Что касается частных домов богатых горожан и замков королей и аристократов, то, устроенные в их подвалах купальни, просуществовали дольше. Деревянные кадки с железными, как у бочек, обручами перед купанием внутри выстилались тканью, после чего в них наливалась горячая вода. А вот у бургундского герцога Карла Смелого (XV век) был настоящий предмет роскоши – серебряная ванна, которая сопровождала его во всех походах. У английской королевы Елизаветы I тоже было, в чем искупаться, тем не менее Ее Величество делало это не чаще раза в месяц.

Таким образом, купание, как полезная привычка поддержания чистоплотности, постепенно сходит на нет. Спустя двести лет оно будет исключением, к которому станут прибегать в случае болезни. А сохранившиеся в небольшом количестве общественные бани, перейдут в руки цирюльников-хирургов, превратясь, по сути, в публичные дома для богатой клиентуры. 

Отправление естественных нужд – другой аспект личной гигиены. В эпоху Возрождения туалет располагался в чердачном помещении замка, однако в соседней со спальней гардеробной стояли ночные горшки, миски и стул с дыркой под балдахином.

Унитаз эпохи Возрождения
Нательное белье меняли нечасто и в спальнях водилось множество насекомых. Так, Луи Гюйон, врач французского короля Генриха II, записал случай, происшедший с одним из послов герцога Феррары. В 1528 году этот высокий гость приехал в замок Фонтенбло для переговоров о браке Эркюля Феррарского с французской принцессой. Бедный итальянец всю ночь не сомкнул глаз из-за полчищ клопов, блох и вшей, а также бегавших по спальне крыс.

Вспомним, что речь шла о королевском замке! Что происходило на постоялых дворах, в домах городской бедноты и крестьян, можно без труда вообразить. И все-таки в эпоху Возрождения хоть как-то, но следили за гигиеной полости рта. По утрам зубы протирали кусочком грубой тряпочки, затем полоскали рот водой с разведенным в ней вином или уксусом.

Проблема чистоплотности будет решаться медленно на протяжении всего Нового времени, так что улучшения станут заметны лишь в XIX веке. К сожалению, европейское Возрождение затронуло только культуру, но в сфере личной гигиены – этот период стал несомненным шагом назад. 


Источники:
Бродель Ф. «Структуры повседневности: возможное и невозможное»
Клулас И. «Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения»




Комментариев нет:

Отправить комментарий