суббота, 21 декабря 2013 г.

Мужской костюм Франции XVII века



В век XVII Франция, как и прочие западноевропейские страны, вступила одетая по испанской моде. Мужской костюм, сшитый из темного сукна, состоял из облегающего пурпуэна с простеганной грудью, штанов с пуфами, чулков, туфель с каблуками, короткого плаща и очень высокого воротника, окаймленного белым жабо. Однако дни его были сочтены, ибо в наступившем XVII веке диктовать моду в Европе станет именно Франция.

В течение столетия мужской костюм, конечно, подвергался изменениям. Так, если вначале века мужчины носили только одну рубашку, то во второй его половине  уже две: узкая выступала в качестве нательного белья, а более широкая из белого тонкого полотна с кружевными манжетами играла роль верхней одежды. О беззаветной любви французов к кружевам стоит сказать отдельно.

Мужчины повально, более дам, увлекались кружевами, несмотря на их дороговизну. Ими украшали буквально все составляющие костюма: шляпы, воротники, застежки верхней рубашки, манжеты, штаны и даже раструбы ботфортов, сделанные из грубой кожи. Порой какая-нибудь причуда придворного франта становилась весьма популярной. Так, некий Кадэнэт придумал заплетать локон, ближе к лицу, в косичку с бантом. Нововведение подхватили армейские офицеры и дамы.    

Локон с бантом
Поскольку законодателями моды были монархи и придворные, то в первые годы правления Людовика XIV в моде была по-детски завышенная талия мужских курток и камзолов (король вступил на престол в четырехлетнем возрасте), а также рассыпанные по плечам завитые локоны. Взрослые мужчины в таком наряде выглядели несколько комично, но, кто сказал, что следовать моде всегда легко.

В первой половине XVII века основной деталью мужского костюма был короткий прилегающий камзол, расширенный книзу. Вверху его застегивали на навесные пуговицы, а книзу полы свободно расходились. Поверх надевались большие кружевные воротники, покрывавшие плечи. Украшался камзол продольными разрезами на рукавах, в которые выглядывала рубашка, бантами, лентами и галуном по линии проймы и борту.

Мужской костюм первой половины XVII века 

Широкие до середины икр штаны нередко заканчивались петлями из лент, пока в 1633 году кардинал Ришелье не издал эдикт о роскоши. После этого камзол стал менее объемным, штаны более прилегающими, а на воротниках кружево осталось только в виде отделки, сам же воротник шился теперь из тонкого белого полотна. Впрочем, такие почти аскетические ограничения длились недолго.


В 60-е годы французы увлеклись ренгравами – экстравагантными штанами, как говорят, завезенными в Париж голландцем Рейенграфом фон Сальма. По сути, ренгравы представляли собой широкую юбку со сборками или простеганную складками. Прикрепляли ее к подкладке, образующей две штанины, доходившие до колен. Все это великолепие декорировали лентами и бантами, как и подвязки чулок, а также туфли. С ренгравами надевали рубашку, изобиловавшую кружевами, безрукавку, а поверх нее богато украшенную перевязь.

Мужской костюм  XVII века: ренгравы и конусовидная шляпа

Прилегающий силуэт кафтана (жюстокор), появившегося к исходу XVII века, вернул мужчинам стройность. Шился он длиной до колен с узкими вверху и расширяющимися книзу рукавами, которые заканчивались отложным широким  манжетом. Воротник кафтану заменял белый галстук с кружевным концом, а поясом служил шарф. В дополнение к кафтану шились кюлоты – узкие до колен штаны из шерсти, бархата или шелка. В это время впервые появляется такая деталь одежды, как прорезной карман.

Мужской костюм конца  XVII века

Французский офицер конца  XVII века

Мужской костюм конца XVII века: кафтан, чулки,  перевязь
Новая деталь костюма: заимствованный у хорватских наемников короля Людовика XIV, галстук

Плащ со времен Средневековья был особой частью мужского костюма. Здесь не было мелочей, все, включая цвет, подкладку и даже способ ношения, тщательно продумывалось. В начале XVII модным считался короткий испанский плащ, носить который полагалось спущенным с правого плеча. Допускалось обертывание плащом вокруг тела самым причудливым образом. Начиная с 30-х годов, мужские плащи, скроенные полусолнцем, удлинились. Их воротники, жесткость которым придавали вставки из кожи, застегивались у горла на пуговицу.

Широкополая войлочная шляпа с лихо заломленными полями или сдвинутая набок украшалась перьями страусов, кружевами и лентами. Согласно этикету, головной убор мужчины снимали только в присутствии короля. Во второй половине столетия шляпа приобрела форму конуса с высокой тульей и загнутыми вверх полями. 

Шляпа первой половины XVII века 

Обувью служили ботфорты, туфли на каблуке, с закрывавшим подъем высоким языком и квадратным носком, украшенные пряжками, кружевными розетками и бантами. Дополнением были шерстяные или шелковые чулки ярких цветов, нередко с узорами и вышивкой. Вообще, цветовую гамму, преобладавшую в мужском костюме, на протяжении долгих десятилетий диктовал Людовик XIV.


Туфли с пряжкой XVII


Ботфорты XVII века

Поэтому в подражание Его Величеству, французские аристократы облачались в пестрые цвета: синий, красный, оливковый, розовый. Все они могли одновременно сочетаться в костюме, кроме того, щедро декорированном золотым шитьем. Показная пышность, нарочитая роскошь и кричащие цвета – отличительная черта мужского костюма второй половины XVII века. Иначе и быть не могло, поскольку простота в одежде считалась признаком дурного вкуса.

Людовик XIV

Некий итальянец, Марио Джамбатиста, с изрядной долей сарказма отозвался на страницах своих записок «Париж и парижские нравы» о современной ему французской моде: «У них в обычае всегда ходить в сапогах со шпорами, у иного даже лошади нет и никогда в жизни он верхом не ездил, а все-таки непрестанно разгуливает в наряде всадника... Но, по-моему, им следовало бы называться попугаями, ибо большинство носит плащи и чулки ярко-красного цвета (так, что их всех поголовно можно принять за кардиналов), зато остальная часть одежды пестрит большим числом красок, чем палитра художника. Перья у них длиною с волчий хвост, а на голове носят они подставную голову с поддельными волосами, именуемую париком».


Тем не менее, несмотря на столь едкую характеристику мужского костюма, французская мода XVII века с ее пристрастием к ярким контрастным цветам считалась в Западной Европе эталоном изысканного вкуса и элегантности.


Источники:
Бродель Ф. «Структуры повседневности: возможное и невозможное»
Захаржевская Р. «История костюма»
Каминская  Н. «История костюма»



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 


2 комментария:

  1. Самая дорогая часть французского костюма кафтан, воротник, обувь, шляпа

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самая дорогая часть французского костюма, кафтан, воротник, обувь, шляпа

      Удалить