воскресенье, 15 июня 2014 г.

Испанский костюм эпохи Возрождения


Арабское наследие, успех Реконкисты, открытие Америки, обогащение знати за счет колоний и прочные позиции Католической церкви во многом определили испанское влияние в  XV и XVI веках не только на европейскую, но и на мировую политику. Впрочем, влияние это коснулось и столь далекой от политики сферы как мода, в первую очередь придворная.



Именно Испания на исходе XV века выступила новатором в области моды, «изобретя» каркасный тип костюма. Главное его отличие – жесткие, негнущиеся формы и такие же стоячие воротники. (Немногим позднее испанский костюм переняло все западноевропейское дворянство.) В то время как знать тяготела к напыщенности в одежде, простолюдины носили  мягкие короткие штаны, куртку, подпоясанную широким шарфом, а женщины складчатые юбки с передником, рубашку и корсаж на шнуровке.

Женский испанский костюм эпохи Возрождения

Вероятно, единственной общей деталью в одежде простой испанки и родовитой аристократки была мантилья – тонкая накидка из ткани или кружев, заимствованных у арабов. У них же испанцы научились ткать шелковые ткани, которые шли на экспорт. Помимо этого, в одежде широко применялись местные шерстяные материалы.

Мантилья

Знать, кроме шелка,  любила дорогую парчу, атлас, бархат, украшая их всевозможными нашивками, лентами, кружевами, вышивкой, жемчугом и золотыми шнурами. Стилизованные животные, медальоны, геральдические мотивы – наиболее распространенные узоры в испанском костюме эпохи Возрождения. В целом же узорное решение одежды тяготело чаще всего к геометрическому рисунку.

Женская одежда Испании в эпоху Возрождения

Женский костюм состоял из корсета и юбки на металлических или деревянных обручах разного диаметра, соединенных между собой кожаными ремнями. Такой юбочный каркас (он назывался вердугадослужил определенной цели – придать неподвижность и сохранить идеально правильную форму нижней части платья.
  
Верх же представлял собой жесткий корсет, заканчивавшийся острым углом – шнипом. С помощью шнуровки корсет затягивал любые женские формы до установленного эстетического идеала – худого, плоскогрудого, стройного силуэта.  С этой целью с юного возраста девочкам туго бинтовали грудь свинцовыми пластинами.

Женское платье со шнипом

На корсет надевалось нижнее платье – котт – с узкими рукавами и буффами, а поверх него распашное от талии платье без рукавов или с широкими короткими рукавами. Окат украшался валиком и спускавшимся длинным фальшивым рукавом.  Вверху женский испанский костюм эпохи Возрождения заканчивался жестким воротником-стойкой  с небольшим рюшем, который со временем превратился во фрезу.

Гофрированный воротник фреза

Фальшивый рукав

Воротник-фреза, хотя и делался из тонкого полотна, тем не менее настолько плотно охватывал шею по кругу, что не позволял ни склонять голову набок, ни опускать ее вниз. Женские прически не были вычурными, волосы часто подбирали вверх, покрывая маленькими шапочками или беретами, декорированными мехом, перьями или драгоценными камнями. Перчатки и кружевные платки служили дополнением к женскому испанскому костюму.

В заключение следует отметить, что его отдельные элементы прослеживались в европейской женской одежде вплоть до XX века.

Мужской костюм Испании эпохи Возрождения

Как и женское платье, мужской костюм, согласно канонам моды, имел остроугольный шнип и выглядел нарочито неподвижно, чем-то напоминая округлый панцирь. Искусственную жесткость и объем ему придавала простежка ватой, конским волосом или тканью, а также набивка опилками или сеном.

Мужской испанский костюм эпохи Возрождения

Камиса (рубашка), кальсес (штаны-чулки), корпесуэло (жилет), хубон (куртка) и короткий плащ  – основные части мужского испанского костюма эпохи Возрождения. Поверх кальсес надевали короткие подбитые штаны шарообразной формы, сами же кальсес крепились завязками к жилету.



Силуэт хубона во второй половине XVI века стал настолько выпуклым за счет подбивки, что напоминал, скорее, рыцарские латы. В то же время воротник-стойка подобрался до самых мочек ушей, а его рюш к концу столетия превратился в гофрированный воротник – гранголу, он же фреза. Стоили такие воротники, порой, дороже всего костюма.


Испанский костюм эпохи Возрождения

Сапоги считались обувью военных, придворная же мода предписывала мужчинам носить мягкие узкие туфли с разрезами, сшитые из атласа или бархата. Головным убором до середины XVI века служил мягкий берет с околышем, опущенным вниз, которому на смену пришла жесткая шляпа в форме усеченного конуса и узкими полями. Короткий плащ мог быть с рукавами и без оных, подбит дорогой тканью, мехом, отделан вышитой тесьмой или обшит драгоценными камнями.


Испанский костюм первой половины XVI века

Религиозный фанатизм короля Филиппа II, а также влияние Инквизиции на общественную жизнь, наложили отпечаток на придворный испанский костюм. К концу XVI века «модным» цветом стал черный, что хорошо заметно на полотнах Эль Греко. Черный хубон, такие же кальсес и плащ, белый гофрированный воротник и шпага на перевязи – таков испанский мужской костюм конца эпохи Возрождения.


Эль Греко, Автопортрет


Филипп II, вторая половина XVI века

К слову сказать, с того времени и до наших дней черный цвет превалирует в официальном мужском костюме.


Источники:
Захаржевская Р. «История костюма»
Каминская  Н. «История костюма»




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...