Различные типы войн диктовали и разные нормы поведения,
соответственно менялись законы и обычаи ведения боевых действий.
Общепризнанными были четыре типа войны:
- guerre mortelle, или война до смерти — война на истребление, в которой пленный враг мог ожидать либо рабства, либо смерти;
- bellum hostile — открытая, или публичная война, в которой христианские принцы враждовали друг с другом, а рыцари занимались разорением соседних земель и в случае пленения могли рассчитывать на выкуп;
- guerre couverte — феодальная, или скрытая война, в которой допускались убийство и ранение, но неприемлемыми считались поджог, пленение или мародерство; и перемирие — временный перерыв в военных действиях.
- Осадная война выработала собственный свод законов, которые утверждались легче, чем правила ведения сражений.
Война на истребление не проводила различий между воинами
и мирным населением. К этому типу относились религиозные войны, ведущиеся
против мусульман или язычников. Однако какими бы кровавыми эти войны ни были,
они вовсе не исключали и финансовые мотивы — в той же Святой Земле пленение с
целью получения выкупа было вполне обычным явлением. Среди христиан войны на
истребление велись относительно редко.
Рыцари нередко предпочитали воевать по правилам bellum hostile, когда «трофеи и грабеж были в порядке вещей». Несмотря на строгую
критику Божьего мира, направленного на защиту крестьян, женщин, детей, стариков
и духовенства от грабежей, на практике, однако, ни солдаты, ни законники, ни судьи, выносившие
решения по возникающим спорам по поводу разорений, не обращали ни малейшего
внимания на подобную неприкосновенность.
Битвы Средневековья |
Когда рыцарство обрело черты культурно-литературного
феномена, образ идеального рыцаря стал вступать во все возрастающий конфликт с
реальным рыцарем-воином. Резкое несоответствие образа и реального прототипа
отражало противоречивые взгляды общества, которое, с одной стороны,
превозносило мелкие достоинства рыцарства, а с другой — осуждало все отклонения
от его идеалов: тщеславие, потакание собственным слабостям и безудержную жажду
крови.
Государи излагали собственные правила, чтобы ограничить
так называемые гибельные
предприятия, которые один средневековый писатель перечислил в
такой последовательности: «грабеж, разбой, убийство, святотатство, жестокость, насилие над
женщинами, поджог и лишение свободы»; естественно, он не разделял
солдатского тяготения к войне.
Осадная война |
Фридрих Барбаросса, Ричард I, Генрих V и Ричард II издали указы (ордонансы) об ограничениях. В 1385 году Ричард II велел приговаривать к смертной казни за сквернословие, надругательство или
иное богохульство в отношении Святого причастия, за разграбление церквей,
насилие над духовенством, женщинами и мирными жителями. Гибельные предприятия,
бегство с поля битвы и нарушение клятвы также наказывались публичным позором,
причем больше всего виновные боялись, когда их рыцарский герб вывешивался в
перевернутом виде на турнирах или в суде либо привязывался к конскому хвосту.
Рыцарский статус, естественно, не всегда гарантировал
безопасность и жизнь его обладателей, но его «эксклюзивный» характер, в сущности,
объясняет, почему в золотой век рыцарства военные действия по-прежнему
характеризовались ужасными и повсеместными зверствами. Теория и практика не
соответствовали друг другу. Теоретически законы войны вырабатывались для того,
чтобы обеспечить защиту лиц, не участвующих в боевых действиях, как это
выражено в Божьем мире. На практике эти законы исполнялись только по отношению
к правящим классам.
Средневековые пехотинцы |
Набор ополченцев из числа городского и крестьянского
населения, общенациональные призывы приводили к тому, что мирные жители
временно становились воинами, причем зачастую вопреки собственной воле; такое
ополчение оказывалось слишком уязвимым на поле брани, особенно если разъяренные
в пылу сражения рыцари никак не могли насытить свою жажду крови. Для ополчения,
оказавшегося в гуще сражения своих хозяев, рыцарство было чуждым понятием.
Насколько это известно, рыцарство спасло жизнь многим его
представителям, а вот пешие воины и им подобные едва ли могли ожидать для себя
тех же поблажек. Посредством принятия моральных рисков рыцарство обеспечивало своего рода страховку и
безопасность при участии в войне для представителей элитного класса, но
остальным рассчитывать было не на что.
Галантные и великодушные рыцари, скачущие навстречу
друг другу, — всего лишь незначительный эпизод средневековой войны. Как неоднократно
твердят нам хронисты, войны велись с ужасающей жестокостью.
Источник:
"Узаконенная
жестокость: Правда о средневековой войне", Макглинн Шон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий