Папа Александр Борджиа имел
много врагов и неоднократно был обвинен в симонии. Тем не менее на обвинения понтифик
не обращал внимания, а с врагами боролся по-своему. Яд столь часто «подавался»
к его столу, что выражение «вино Борджиа» в короткое время стало нарицательным
во всей Италии.
Именно поэтому, когда Александр
VI умер,
распространился слух о том, что якобы кубок, предназначавшийся одному из
гостей, слуга по ошибке подал папе. Собственно, все одиннадцать лет, в течение
которых Александр Борджиа занимал
Ватиканский дворец, он поступал в согласии с макиавеллевской формулой политического
успеха: «Цель оправдывает средства».
Алчность и злоупотребление властью
Александр VI неоднократно прибегал к
конфискациям, дабы таким образом пополнить не только казну Ватикана, но и
собственные сундуки. Он, не смущаясь, проводил обыски и составлял описи
имущества прелатов, умерших во время своего пребывания в Риме, а также богатых
евреев-христиан, обвиненных в соблюдении обычаев иудаизма.
Кроме этого, папа Александр Борджиа в своих интересах широко пользовался привилегией назначать кардиналов. На следующий год после своего избрания он произвел в кардинальский сан сразу 12 человек, приняв во внимание политические интересы Ватикана. Таким образом, Милан, Венеция, Флоренция, Польша, Испания, Англия и Франция получили по одному кардиналу. Кроме того, высокого сана удостоился сын понтифика, Чезаре Борджиа и Алессандро Фарнезе, брат папской любовницы.
Хотя хартия 1484 года устанавливала возрастной ценз для кардинала (им только мог стать кандидат, достигший 30 лет), папа Александр Борджиа внес в список новоиспеченных прелатов Ипполито д ’Эсте. Молва приписывала этому 15-летнему молодому человеку не только склонность к роскоши и распутству, но и столь жгучую любовную ревность, что под ее влиянием он выколол глаза родному брату.
В 1500 году пап Александр Борджиа назначает еще 20 кардиналов. Из шести испанцев двое состояли с ним в кровном родстве, а еще трое так или иначе принадлежали к семье понтифика. Спустя три года последовало новое назначение на этот раз всего 9 кардиналов, но и среди них оказался личный друг Александра VI.
Хлеба и зрелищ
Еще с тех пор, как папы, вернувшись в Рим из Авиньонского плена, упрочили свою власть, вечный город не раз становился свидетелем необычных зрелищ, которые устраивали понтифики, находя удовольствие в соперничестве с мирскими владыками. Другими словами, папа Александр Борджиа не был первым, кто расточал баснословные суммы на удовлетворение своего тщеславия.
Так, выдавая Лукрецию третий раз замуж в 1501 году, он пожелал, чтобы ее придание по пышности превзошло те, что были на свадьбах у семейств Висконти и Сфорца. Для дочери понтифика сшили платье стоимостью 15 тысяч дукатов – сумма почти равная годовому (!) доходу богатого епископства Валенсия. Но ведь к платью прилагался еще и головной убор в 10 тысяч дукатов. Помимо этого еще 50 бархатных и парчовых платьев сшили в качестве приданого, не считая сотни прочих предметов туалета.
Свадьбы детей, как и любой
другой праздник, папа Александр Борджиа
использовал, чтобы помериться богатством и силами с другими власть
имущими, а также продемонстрировать личную популярность и успех. Впрочем,
свадьба дочери понитифика – это еще и повод устроить для народа зрелища, причем
далеко не всегда пристойные.
По свидетельству очевидцев, в один из дней более 50 раздетых куртизанок извивались на земле, усыпанной каштанами, вызывая бурный восторг у зрителей, включая папу Александра VI. К чести некоторых кардиналов следует отметить, что они даже осмелились выразить возмущение. Как бы то ни было, но представление наделало много шума, весть о нем разлетелась через послов по всей Европе, а по Риму гуляли пасквили и вывешивались оскорбительные для понтифика плакаты.
В сущности, папа Александр VI Борджиа возвел устройство личной жизни собственных детей в ранг политики Ватикана. Свадьбы Лукреции и Чезаре были не только отражением личных амбиций их отца, желавшего породниться с высшей аристократией Европы, но и откровенными политическими маневрами.
Источники:
“Borgia
– la ambición del poder”, Laura García
Sánchez
«Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и
Медичи»,
Жак Эрс
«История христианской церкви. Том VI. Средневековое христианство», Шафф Ф.
«Человек в зеркале истории. Отравители. Безумцы.
Короли», Наталия Басовская
Если вы хотите
использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на
источник: sundukistorii.blogspot.com. Спасибо.
If you use
materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please! Thank you.
Комментариев нет:
Отправить комментарий