пятница, 7 июня 2013 г.

Папа Александр VI Борджиа: удовлетворение тщеславия

Папа Александр VI Борджиа
Папа Александр Борджиа имел много врагов и неоднократно был обвинен в симонии. Тем не менее на обвинения понтифик не обращал внимания, а с врагами боролся по-своему. Яд столь часто «подавался» к его столу, что выражение «вино Борджиа» в короткое время стало нарицательным во всей Италии.


Именно поэтому, когда Александр VI умер, распространился слух о том, что якобы кубок, предназначавшийся одному из гостей, слуга по ошибке подал папе. Собственно, все одиннадцать лет, в течение которых  Александр Борджиа занимал Ватиканский дворец, он поступал в согласии с макиавеллевской формулой политического успеха: «Цель оправдывает средства».

       Алчность и злоупотребление властью


Александр VI неоднократно прибегал к конфискациям, дабы таким образом пополнить не только казну Ватикана, но и собственные сундуки. Он, не смущаясь, проводил обыски и составлял описи имущества прелатов, умерших во время своего пребывания в Риме, а также богатых евреев-христиан, обвиненных в соблюдении обычаев иудаизма.

Кроме этого, папа Александр Борджиа в своих интересах широко пользовался привилегией назначать кардиналов. На следующий год после своего избрания он произвел в кардинальский сан сразу 12 человек, приняв во внимание политические интересы Ватикана. Таким образом, Милан, Венеция, Флоренция, Польша, Испания, Англия и Франция получили по одному кардиналу. Кроме того, высокого сана удостоился сын понтифика, Чезаре Борджиа и Алессандро Фарнезе, брат  папской любовницы.

Хотя хартия 1484 года устанавливала возрастной ценз для кардинала (им только мог стать кандидат, достигший 30 лет), папа Александр Борджиа внес в список новоиспеченных прелатов Ипполито д Эсте. Молва приписывала этому 15-летнему молодому человеку не только склонность к роскоши и распутству, но и столь жгучую любовную ревность, что  под ее влиянием он выколол глаза родному брату.

В 1500 году пап Александр Борджиа назначает еще 20 кардиналов. Из шести испанцев двое состояли с ним в кровном родстве, а еще трое так или иначе  принадлежали к семье понтифика. Спустя три года последовало новое назначение на этот раз всего 9 кардиналов, но  и среди них оказался личный друг Александра VI.

Хлеба и зрелищ

Еще с тех пор, как папы, вернувшись в Рим из Авиньонского плена, упрочили свою власть, вечный город не раз становился свидетелем необычных зрелищ, которые устраивали понтифики, находя удовольствие в соперничестве с мирскими владыками. Другими словами, папа Александр Борджиа не был первым, кто расточал баснословные суммы на удовлетворение своего тщеславия.

Так, выдавая Лукрецию  третий раз замуж в 1501 году, он пожелал, чтобы ее придание по пышности превзошло те, что были на свадьбах у семейств Висконти и Сфорца. Для дочери понтифика сшили платье стоимостью 15 тысяч дукатов сумма почти равная годовому (!) доходу богатого епископства Валенсия. Но ведь к платью прилагался еще и головной убор в 10 тысяч дукатов. Помимо этого  еще 50 бархатных и парчовых платьев сшили в качестве приданого, не считая сотни прочих предметов туалета. 

Свадьбы детей, как и любой другой праздник, папа Александр Борджиа  использовал, чтобы помериться богатством и силами с другими власть имущими, а также продемонстрировать личную популярность и успех. Впрочем, свадьба дочери понитифика – это еще и повод устроить для народа зрелища, причем далеко не всегда пристойные.

К тому времени традиция устраивать шествия колесниц широко распространилась среди членов Священной коллегии. В колесницах по улицам Рима разъезжали шуты в ярких одеждах, различные персонажи в масках, декламируя неприличные вирши. Но, похоже, разнузданность достигла апогея во время двухнедельного празднования свадьбы Лукреции Борджиа и Альфонсо д Эсте.

По свидетельству очевидцев, в один из дней более 50 раздетых куртизанок извивались на земле, усыпанной каштанами, вызывая бурный восторг у зрителей, включая папу Александра VI. К чести некоторых кардиналов следует отметить, что они  даже осмелились выразить возмущение. Как бы то ни было, но представление наделало много шума, весть о нем разлетелась через послов по всей Европе, а по Риму гуляли пасквили и вывешивались оскорбительные для понтифика плакаты.

В сущности, папа Александр VI Борджиа возвел устройство личной жизни собственных детей в ранг политики Ватикана. Свадьбы Лукреции  и Чезаре были не только отражением личных амбиций их отца, желавшего породниться с высшей аристократией Европы,  но и откровенными политическими маневрами.


Источники:
“Borgia – la ambición del poder”, Laura García Sánchez
«Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи», Жак Эрс
«История христианской церкви. Том VI. Средневековое христианство», Шафф Ф.
«Человек в зеркале истории. Отравители. Безумцы. Короли», Наталия Басовская







Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com. Спасибо.

If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please! Thank you.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...