пятница, 23 марта 2012 г.

Первый трубадур и Церковь

Первый трубадур был  не просто эксцентричным, он намеренно эпатировал окружающих и получал от этого немалое удовольствие. Особые отношения сложились у герцога с Церковью. Вместо того  чтобы откликнуться на папский призыв и отправиться  в 1095 г. в Первый крестовый поход, Гийом IX Аквитанский захватил соседнюю Тулузу, воспользовавшись отсутствием графа Раймунда Тулузского, воевавшего в Святой земле. Подобная дерзость была равнозначна оскорблению Церкви, ибо владения крестоносцев находились под личной опекой папы римского.

Чтобы как-то примириться с Церковью, а кроме того, удовлетворить свою жажду приключений, в 1101 году Гийом  все-таки отправляется в Палестину во главе 30 тысячного войска, набранного им в Аквитании и Гаскони. Описывая этот поход, Виталий Ордерик также отмечает чрезвычайно веселый нрав герцога, который «превосходил даже самых находчивых лицедеев бесчисленными шутками». К сожалению, первый трубадур не сумел покрыть себя славой на поле брани, его войско было разгромлено, а сам он, плененный сарацинами, несколько месяцев провел в плену. Другой хронист, Гальфред Вожский, таким образом высказался о причине военной неудачи: «Герцог Аквитанский Гильем... нисколько не возвеличил имя христианское: он был чрезмерно охоч до женского пола и поэтому отличался непостоянством во всем».

Ниспровержитель добродетелей

Итак в 1102 г. ветреный герцог возвращается в родные пенаты и отдается во власть Музы. Будучи человеком остроумным, он, по свидетельству современников, забавлял своих слушателей, среди которых были короли и бароны, пением песен собственного сочинения о пережитых им злоключениях в Святой земле и  сарацинском плену. Все это не без основания возмущало  и эпатировало  церковных иерархов.
Дело в том, что  в ту эпоху публичное пение считалось уделом либо монахов, либо беспутных жонглеров. И вдруг высокородный сеньор принялся сам сочинять и петь не всегда пристойные куплеты! Это был настоящий скандал. Кроме этого, он был абсолютно глух к увещеваниям со стороны  прелатов. В этом и кроются истоки неприязни хронистов к герцогу. Они отзываются о Гийоме Аквитанском исключительно как о человеке распутном, погрязшем в пороках, как о враге святости и целомудрия. Другими словами, отлучение от Церкви было делом времени.
В первый раз мятежного герцога епископ Пуатье предал анафеме в 1114 г. События развивались следующим образом. Епископ отказал Гийому в отпущении грехов, основываясь на его разгульном образе жизни. В ответ герцог продемонстрировал свой взрывной характер и полное пренебрежение к сану: недолго  думая, он схватил прелата за волосы и, угрожая мечом, потребовал отпущения грехов. Епископ для вида согласился, но едва герцог его отпустил, быстро провозгласил отлучение. В результате прелат закончил свои дни в тюрьме.
Заточение епископа Гийому Аквитанскому сошло с рук, и он вернулся в лоно Церкви. Впрочем, ненадолго, поскольку это был еще не самый вызывающий поступок первого трубадура. Куда большее презрение к нормам морали и церковным установлениям он показал спустя год. Увидев на турнире Данжероссу, жену своего вассала виконта де Шательро, Гийом Аквитанский потерял голову, хотя  был уже далеко не молод. На то время ему исполнилось 44 года. Сегодня, вероятно, это объяснили бы кризисом среднего возраста.
Первый трубадур влюбился настолько, что похитил предмет своей страсти и поселил в башне собственного замка в Пуатье. Но герцогу, привыкшему шокировать окружащих, этого показалось мало, поэтому он приказал нарисовать портрет оной дамы на собственном щите, что впоследствии прокомментировал в присущей ему скандальной манере.

Филиппа Тулузская, до этого мирившаяся с похождениями супруга, не стерпев унизительного  оскорбления, обратилась за помощью к папскому легату. Тот призвал распутного герцога покаяться и отослать виконтессу к законному супругу, на что Гийом Аквитанский дерзко ответил: «Я расстанусь с виконтессой не раньше, чем  гребень наведет порядок в твоей лохматой шевелюре». Шутка дурного вкуса (папский легат был абсолютно лыс) повлекла за собой повторное отлучение от Церкви.


Начало читайте ЗДЕСЬ.
Продолжение - ЗДЕСЬ.

Источники  
«Повседневная жизнь во времена трубадуров: XIIXIII века», Ж.Брюнель-Лобришон, К.Дюамель-Амадо.
«Повседневная жизнь рыцарей в средние века», Жан Флори.
 «Гильем IX Трубадур де Пуатье Аквитанский – родоначальник трубадуров», Елена Сизова
«Guillermo de Aquitania primer Trovador de Francia», Cecilia Ruiz de Ríos.



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...