четверг, 29 марта 2012 г.

Первый трубадур: След в истории литературы


Несомненно, первый трубадур Гийом Аквитанский был высокообразованным сеньором своего времени. Вместе с тем временами он вел себя подобно неотесанному мужлану, чем несказанно поражал своих современников. Известно, что личность автора, его внутренний мир, находят свое отражение в литературных произведениях. Поэзия Гийома Аквитанского – яркий тому пример. Хотя до нас дошли  всего лишь 11 написанных им  кансон, но и по ним можно судить о личности первого трубадура. Наряду с совершенно непристойными куплетами эротического содержания, им же были написаны следующие высокопоэтические строки:
Нам не дано ее понять:
Ее умом не охватить,

Ее в мечтах не воротить,
Ее желаньем не обнять,
А чтобы ей хвалу воздать
И года может не хватить.


Знание латыни позволило неугомонному герцогу еще в молодости познакомиться с латинской поэзией, которой он вначале подражал, пробуя свои силы в стихосложении. В этих виршах не было пока еще глубины, они представляли собой ритмические куплеты, исполнявшиеся на шутливые мелодии. Более позднее творчество Гийома Аквитанского отмечено совершенно другим уровнем литературного мастерства. Именно с произведениями, написаными в этот период, связана слава Гийома Аквитанского как первого трубадура   певца куртуазной любви. Некоторые исследователи его творчества полагают, что источником «профессионального» роста послужило близкое знакомство герцога с песнями арабо-испанских  жонглеров во время походов в  Тулузу.
Бывший дворец герцогов Аквитанских в Пуатье

Новаторство герцога Аквитанского заключалось прежде всего в том, что он являлся первым стихотворцем-мирянином. До этого поэзия находилась в безраздельном владении клириков, писавших на латыне – языке ученых мужей. Их «любовные» произведения представляли собой хвалебные песни высокородным принцессам. Гийом Аквитанский первым в истории средневековой литературы стал  писать на языке ок, таким образом его поэзию понимали все – от баронов до вилланов Аквитанского герцогства.
Содержание  поэтических произведений первого трубадура также значительно отличалось от принятых в то время канонов. В них любовь, соединявшая в себе одновременно плотское и возвышенное, представлялась  влюбленному герою смыслом  жизни. В противоположность этому новому взгляду церковное представление о любви было синонимом святости, а в героическом рыцарском эпосе влюбленному в обязательном порядке следовало быть героем. Первый трубадур не был ни святым, ни героем, вместо этого он личной жизнью пропагандировал то представление о любви, которое воспевал в своих кансонах. Собственно,  поэзия и скандальный образ жизни герцога настроили против него служителей  Церкви.
Вскоре аквитанский двор приобрел большую известность в Европе. Благодаря поэтическому дару у Гийома Аквитанского появилось немало последователей, обратившихся к забытой со времен Античности теме любви.

Покаянная песня

Между тем  Филиппа Тулузская не стала делить крышу с любовницей мужа, и в том же  1115 г. она удалилась в монастырь Фонтевро, куда спустя какое-то время поступила и первая жена Гийома Аквитанского - Эрменгарда. Ирония судьбы заключалась еще и в том, что сама Филиппа, впечатленная проповедями странствующего проповедника Робера д’Арберселля, незадолго до этих событий убедила мужа выделить землю для основания  аббатства. Таким образом, в 1110 г. на севере Пуату был основан монастырь Фонтевро,  в котором отвергнутая Филиппа провела последние три года жизни.
Аббатство Монтьернёф

Неугомонный герцог тем временем отправился в поход, дабы поучаствовать в войнах, которые вели короли Арагона, Кастилии  и Леона с мусульманскими правителями на юге Испании, до этого успев пленить в военном походе собственного сына. В 1121 г. первый трубадур устроил брак своего наследника со старшей дочерью Данжероссы, с которой продолжал незаконную связь. От этого брака родилась знаменитая Алиенора Аквитанская.
На закате жизни первый трубадур совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостелло,  излюбленный пилигримами монастырь, с целью снятия отлучения. Получив отпущение грехов и вернувшись в лоно Церкви, он решил окончательно примириться со своим Творцом. Незадолго до пострижения в монахи Гийом Аквитанский написал «покаянную песнь»:
А я в содеянных грехах
Пред всеми каюсь. Жалкий прах,
В молитвах и в простых словах
Взываю ко Христу: прости!

Я ради наслаждений жил,
Но Бог предел мне положил,
А груз грехов, что я свершил,
Мне тяжек стал к концу пути.

Забыв и рыцарство, и власть –
Все, что вкушал я прежде всласть, -
Готов к стопам творца припасть:
Лица, Господь, не отврати.

В поступке герцога Аквитании нет ничего удивительного. Таким образом поступали многие знатные сеньоры того времени. Проведя жизнь в свое удовольствие, к старости они становились религиозны, давали щедрые пожертвования аббатствам и сами нередко пополняли ряды монахов.
Прошу я каждого из тех,
Кто помнит мой веселый смех,
Роскошества моих утех:
Когда умру, мой прах почти!

Первый трубадур скончался в 1126 г. в аббатстве Монтьернёф, которое за полвека до этого основал его отец, но память о нем, как он и просил, не предана забвению спустя почти девять веков имя Гийома Трубадура  занимает должное место в истории средневековой литературы.
Начала биографии читайте ЗДЕСЬ.


Источники:
«Повседневная жизнь во времена трубадуров: XIIXIII века», Ж.Брюнель-Лобришон, К.Дюамель-Амадо.
«Повседневная жизнь рыцарей в средние века», Жан Флори.
 «Гильем IX Трубадур де Пуатье Аквитанский – родоначальник трубадуров», Елена Сизова
«Guillermo de Aquitania primer Trovador de Francia», Cecilia Ruiz de Ríos.




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...