среда, 30 октября 2013 г.

Алиенора Аквитанская. Часть II: королева Франции

Алиенора Аквитанская (рис. XIXв.)

В Париже, Алиенора и Людовик обосновались во дворце Сите. При французском дворе аквитанка воспринималась как чужеземка по нескольким причинам. Во-первых, язык.  Для Алиеноры родным было лангедокское наречие, хотя она говорила и на старофранцузском (лагд 'ойль), поскольку при аквитанском дворе в ходу были оба.

Еще не так давно многие историки видели в браке француза Людовика и аквитанки Алиеноры столкновение культуры Севера, эрудированной и клерикальной, с куртуазной и светской культурой Юга. Более того, с именем Алиеноры связывалось смягчение суровых нравов  северян, благодаря распространению под ее влиянием  на территории Англии, Нормандии и Иль-де-Франс куртуазной литературы.

Действительно, именно в это время на упомянутых территориях  знать постепенно начинает предпочитать лирику трубадуров и куртуазные романы героическим эпосам о подвигах Карла Великого и его сподвижников. Тем не менее в последнее время многие историки ставят под сомнение ведущую роль Алиеноры в подобных изменениях литературных вкусов.

Вторая причина, по которой Алиенора Аквитанская считалась чужеземкой в Париже, это манера одеваться как ее, так и прибывшей с ней свиты. К тому времени у французов сложилось стойкое мнение: аквитанская мода не просто экстравагантна, она – вызывающа.

Королева и политика

Некоторые исследователи жизни Алиеноры, среди них Режин Перну, полагают, что безумно влюбленный в жену молодой король совершенно не мог противостоять ее влиянию и вмешательству в дела управления королевством. Причем это вмешательство было отнюдь не благотворным, напротив, Людовик, по их мнению, шел на поводу капризной и взбалмошной супруги.

Другие же историки-медиевисты, например Жан Флори, считают, что политическое влияние Алиеноры на мужа было скорее косвенным, по крайней мере, в первые годы после свадьбы. А вот королева-мать, Аделаида Савойская, действительно намеревалась руководить сыном, из-за чего у них возникли серьезные разногласия. В семейный конфликт вмешался аббат Сен-Дени Сугерий; в результате королева-мать покинула дворец,  а Сугерий, как ближайший советник короля, стал оказывать влияние на политику Людовика.

Людовик VII Молодой
Так, сохранившиеся средневековые тексты упоминают о той умиротворяющей  роли, которую сыграл аббат во время подавления коммуны в Пуатье в 1138 г. По его настоятельному совету король отказался от своего первоначального намерения взять в заложники детей горожан – создателей коммуны. В то же время ни в одном из текстов не засвидетельствовано участие Алиеноры в тех событиях, хотя конфликт разворачивался в ее наследственных владениях.

Однако спустя три года, и в этом историки единодушны, влияние Алиеноры на мужа стало куда более заметным. В 1141 году Людовик отправился с армией на юг отстаивать права супруги на графство Тулузское, права, на которые претендовал еще ее дед – Гильом Трубадур. Вскоре король навлек на себя гнев папы Иннокентия II, решив вопреки его воле назначить архиепископом Буржа и примасом Аквитании, своего канцлера Кадюрка.

Людовик был не первым и не последним королем, отстаивавшим право назначать епископов в собственных владениях, чему решительно противились папы римские. Но конфликт с высшей духовной властью на этом не закончился. С новой силой он разгорелся после того, как Людовик, и здесь влияние Алиеноры было бесспорным, занял сторону графа Рауля де Вермандуа, вознамерившегося жениться на младшей сестре королевы, Петронилле.

Жениху исполнилось 50 лет, в то время как невесте было 15 или 17. Однако не разница в возрасте служила препятствием к браку, дело в том, что граф де Вермандуа был женат на племяннице могущественного графа Тибо Шампанского, с которым у короля и без того не складывались отношения. Невзирая на это, а также на то, что его решение обязательно повлечет за собой открытый конфликт с Церковью, Людовик нашел трех сговорчивых епископов.

По просьбе короля епископы Нуайонский, Ланский и Санлисский объявили брак Рауля де Вермандуа недействительным в силу близкого родства. Освободившись от брачных уз, граф поспешил вновь встать перед алтарем, женившись на сестре Алиеноры Аквитанской. Оскорбленный Тибо Шампанский отправился жаловаться Папе Римскому. Понтифик, не забыв конфликт с назначением епископа Буржа, на церковном соборе через своего легата аннулировал брак, отлучил от Церкви молодоженов и трех упомянутых епископов, а на французское королевство наложил интердикт*.

Несмотря на свою набожность, Людовик проявил упрямство и не смирился. Более того, в следующем 1143 году он организовал поход в земли графа Тибо Шампанского, которого считал виновником, разгоревшегося с новой силой противостояния между ним и Папой Римским. Поход закончился трагически: в городе Витри-ан-Пертуа 1300 жителей, искавших убежище в церкви, были заживо погребены под обломками подожженного королевскими солдатами здания.

Несколько дней, последовавших за этим событием, Людовик отказывался от пищи, предаваясь мрачным мыслям. Вскоре он принял решение, которое, в конечном счете, повлекло за собой проблемы в его собственной семье, и  Алиенора Аквитанская сыграла в них главную роль.


*интердикт – временный запрет Папой Римским совершать религиозные обряды на определенной территории. В Средневековье использовался как средство давления на королей и феодалов.


Начало жизнеописания Алиеноры Аквитанской здесь.
Источники:
«Алиенора Аквитанская. Непокорная королева», Жан Флори
«Алиенора Аквитанская», Режин Перну
«Алиенора Аквитанская. Бабушка Средневековой Европы», Наталия Басовская


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...