До XII века средневековый европейский костюм практически
оставался неизменным в течение нескольких веков. В нем отчетливо прослеживалось
влияние византийской и даже римской
моды. (Подробнее о романском костюме можно
прочитать здесь).
После 1140
года европейская аристократия стала придавать большее значение прическам, одежде и роскошным тканям. Церковь тут же
заклеймила новые удлиненные фасоны мужского платья и такие же удлиненные
прически. Клирики назвали новую моду варварской, свидетельствующей о падении
нравов и непозволительной феминизации мужского костюма.
Впрочем,
дамам тоже досталось от церковников. Женская верхняя одежда – блио, –
надевавшаяся поверх нательной рубашки (шенса), согласно новым канонам, стала более
облегающей, подчеркивая грацию и хрупкость женского тела. Церковь увидела в
этом недозволенный эротизм и, в общем-то, была недалека от истины.
Женское блио с боковой шнуровкой |
Рассмотрим
подробнее, что собой представляло женское блио в XII веке. Оно
состояло из двух частей: верхней туники и юбки. Туника чаще всего шилась
из шелкового крепа или тонкой кисейной ткани. Круглый вырез вокруг шеи
постепенно становился более глубоким, но по длине туника, как и прежде,
доходила до бедер, где к ней прикреплялась
юбка.
Спускавшаяся
до земли юбка, собиралась в мелкую складку, а ее шлейф модницы иногда
закрепляли на спине. Блио туго зашнуровывали либо по бокам, либо на спине.
Рукава оставались съемными, их привязывали шнурками или пришивали на день,
чтобы вечером снова отпороть перед тем, как снять блио.
Женское блио XII века |
Интересный
факт – женский рукав зачастую служил символом особой благосклонности со стороны
дамы. В средневековой литературе часто встречаются рассказы о том, как рыцарь за проявленную им
храбрость получал в награду от дамы ее рукав:
«...был к
его копью
Рукав, не
знаю чей, привязан...
Был вывешен
не для забав,
А как
любовный явно знак.
(Роман «Фламенка»)
Если раньше
пояса изготовлялись из витых льняных, шелковых или шерстяных шнуров, то с
середины XII века этот предмет
декоративного украшения женского платья стали делать из тонких чеканных
пластинок или кожи с подвесками на концах.
Блио
служило верхней одеждой не только женщинам, но и мужчинам. Во времена расцвета
поэзии трубадуров его длина, как, впрочем, и плаща, порой достигала земли.
Мужское блио имело узкий лиф, расширяющиеся книзу полы, собранные в складки,
горловину и обшлаг рукавов, украшали богатой вышивкой.
В эту эпоху
гардероб аристократов пополнился новым предметом одежды – коттой. Котта представляла
собой короткую тунику с рукавами, сужающимися к запястью. Под нее надевали
длинную тонкую рубашку с заглаженными мелкими складочками.
Мужская котта |
Мужские
рукава, равно как и женские, привязывались или пристегивались к нижней рубашке.
Существовало несколько моделей: рукава в
обтяжку, узкие или широкие в локтях, с прорезями, короткие до локтя или
длинные, расширенные книзу. Характерными для эпохи трубадуров можно считать
рукава, расширяющиеся колоколом от локтя.
Мужской костюм XII века: блио и плащ |
И последней
обязательной деталью мужского костюма XII
века был, разумеется, плащ. Будучи цельным куском ткани, он накидывался на
плечи, мог свободно оборачиваться вокруг тела и удерживался на плечах при
помощи продернутого по краю шнурка.
Источник:
«Повседневная жизнь во времена трубадуров. XII-XIII века»,
Ж.Брюнель-Лобришон, К. Дюамель-Амадо
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий