Библия Гутенберга, также
известная как "Библия в 42 строки", была напечатана Гутенбергом в
Майнце, вероятно, около 1455 года. Хотя это и не была первая печатная книга, созданная им, как это иногда ошибочно считается, но, несомненно, Библия была его основной работой, и представляет собой символ начавшейся эры печатной книги.
Возможно, Библия Гутенберга является имитацией
"Большой Библии Майнца", иллюминированного манускрипта, содержавшего
1300 страниц, и написанного между 1452 и 1453 гг.
Имени великого немца на ее страницах мы не найдем, как,
впрочем, и на других изданиях, вышедших из его типографии. Но исследователи,
столь разноречивые в своем отношении к деталям и аспектам так называемого
гутенберговского вопроса, в этом случае поразительно единодушны. Все они
приписывают 42-строчную Библию именно Гутенбергу и никому другому. А это, в
конечном счете, определяет наше отношение к изобретателю.
«Несмотря на то, что в наших сведениях о жизни ИоганнаГутенберга много неясного и недостоверного, — утверждал французский писатель
Анатолъ Франс,— он останется для нас изобретателем книгопечатания до тех пор,
пока не удастся оспорить издание им Мазариневой Библии, ибо эта Библия является
первым памятником сложившегося и сильного искусства...»
А. Франс называл интересующую нас книгу именем кардинала,
хорошо известного нам по произведениям А. Дюма, ибо именно в библиотеке Джулио
Мазарини находился один из первых описанных в литературе экземпляров
Гутенберговской Библии. Со временем таких экземпляров нашлось немало.
Историки предполагают, что Гутенберг отпечатал 185
экземпляров 42-строчной Библии — 150 на бумаге и 35 на пергамене. До наших дней
уцелело 48 (12 из них на пергамене). Большинство из них — неполные. Все эти
книги учтены и тщательно описаны. Последний введенный в научный оборот
экземпляр обнаружили в 1958 г. в небольшом западногерманском городке
Имменхаузен на чердаке старого дома, который собирались сносить. Это была,
пожалуй, самая сенсационная книжная находка XX века.
Страница из Библии Гутенберга |
42-строчная Библия — замечательный памятник
полиграфического искусства. Отпечатана книга большим форматом — «в лист».
Обычно ее переплетали в два тома. Первый содержит 648 страниц, второй — 634.
Отпечатанные листы фальцевали в один сгиб и комплектовали преимущественно в
10-листные тетради. Ни фолиации (нумерации листов), ни сигнатуры (нумерации
тетрадей) в Библии нет.
Текст отпечатан в две колонки, в каждой из которых — по
42 строки (откуда и сегодняшнее наименование книги). Впрочем, есть и
исключения. На первых девяти страницах некоторых экземпляров — по 40 строк, а
на десятой — 41. Книга, видимо, была задумана как 40-строчная. Гутенберг
перешел к набору в 42 строки, ибо это позволило ему сэкономить примерно 5%
пергамена и бумаги.
Гутенберг хотел, чтобы печатная
книга была похожа на рукописную. Для этого нужно было в рисунках шрифта
воспроизвести каллиграфические ухищрения писцов. Характерная особенность готических почерков — ромбовидные окончания вертикальных штрихов литер.
При написании литер в строке для более цельного восприятия письма каллиграфы сглаживали остроконечные выступы с той стороны литеры, которая примыкала к соседней, такие выступы имеющей. Чтобы передать эту особенность средневекового письма, Гутенбергу пришлось каждую литеру отливать в достаточно большом количестве вариантов.
При написании литер в строке для более цельного восприятия письма каллиграфы сглаживали остроконечные выступы с той стороны литеры, которая примыкала к соседней, такие выступы имеющей. Чтобы передать эту особенность средневекового письма, Гутенбергу пришлось каждую литеру отливать в достаточно большом количестве вариантов.
Когда печатался тираж 42-строчной Библии, одна из литер
случайно попала поверх набора. Ее тут же убрали, но один из оттисков успели
отпечатать. При корректуре оттиск не отбраковали, и он счастливо дошел до нас —
в экземпляре, который сейчас находится в Польше. На оттиске отчетливо видны
очертания литеры. Благодаря этому мы можем судить о росте шрифта, который
составлял около 25 мм.
Сохранившиеся экземпляры Библии поражают нас разноцветьем
страниц. Поля книги украшены растительным орнаментом, играющим всеми цветами
радуги. Среди причудливо переплетающихся ветвей и трав раскиданы фигурки диких
обросших шерстью людей и различных животных и птиц. Все это богатое разнообразное художественное убранство исполнено вручную.
Один из экземпляров 42-строчной Библии — он хранится
сейчас в городе Титусвилле (США) — украшен особо искусно. Живописные фигурки
людей и животных раскиданы по полям книги. Точно такие же рисунки нашлись и на
старейшей колоде игральных карт, воспроизведенных в технике гравюры на металле.
Гравюры созданы в 1440-х гг.,
примерно тогда же, когда и Библия и, скорее всего, в Майнце, где жил и работал первопечатник Иоганн Гутенберг. Имя мастера, изготовившего эти карты, неизвестно. Его работы
считаются первыми известными нам немецкими гравюрами на меди.
Вместо специфических карточных «мастей» на поле
изображены фигурки людей и животных. Обычно игральные карты печатали с больших
медных досок, на которых умещались изображения 12 карт одного цвета. На этот
раз техника другая. Мастер из Майнца составляет каждую карту из многих
небольших досок, на каждой из которых выгравирована одна фигурка.
Это дало повод гутенберговедам высказать
гипотезу о том, что гравюры делались для украшения полей 42-строчной Библии.
Углубленные на металле изображения могли стать формой для отливки по ним
высокой (типа цинкографской) печатной формы, с которой можно было печатать
одновременно с набором.
Если признать справедливость этой гипотезы, получается,
что Иоганн Гутенберг стоял у истоков не только типографской, но и глубокой
печати. С Библией приходилось спешить. Поэтому изобретатель оставил мысль об
иллюстрировании и орнаментировании изданий. Приготовленные для этой цели
гравюры были использованы для печатания колоды игральных карт, исполненных с
большим мастерством.
Подготовка Библии к печати
потребовала существенных денежных и временных затрат, возможно, это было одной
из причин конфликта между Гутенбергом и Фустом. Гутенберг создавал шедевр
книгопечатания, Фуст же хотел увидеть отдачу от вложенных в типографию денег.
Как бы там ни было, в 1455 г. и типография, и все
отпечатанные экземпляры Библии попадают в собственность бывших партнёров
Гутенберга – Фуста и Шёффера. Гутенбергу суд оставил только ранний комплект
шрифтов.
Этим шрифтом (в котором некоторые буквы отлиты вновь)
набрано другое издание Библии, носящее название 36-строчной, так как шрифт в
ней крупнее, то листов больше, чем в Библии в 42 строки, и она составляет три
тома.
Только шрифт и схожие особенности печати связывают это издание
с Гутенбергом, достоверно неизвестно, принимал ли он участие в печати
36-строчной Библии. Её напечатано гораздо меньше, и дошло до нас всего 13
экземпляров (все на бумаге).
Обе Библии являются объектом
высшего желания богатых книголюбов, но почти все известные экземпляры находятся
в общественных и государственных книгохранилищах. Еще в 1897 году один
экземпляр Библии в 42 строки был продан за 47.000 рублей золотом одному
американскому миллиардеру, а за 36-строчную предлагали до 100.000 рублей золотом,
- но тщетно.
Последний раз Гутенберговская
Библия продавалась в 1979 г. на аукционе в Нью-Йорке. Книгу приобрела за
рекордную для всех времен и стран цену — 2,2 миллиона долларов — Вюртембергская
библиотека в Штутгарте (ФРГ).
Источник:
перепечатано с сокращениями из книги «История книги от ее появления до наших дней», Бахтиаров А.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий