В семье
флорентийского дубильщика кож Мариано Филипепи и его жены Смеральды 1 марта
1445 года родился сын Алессандро. Кроме
него, у четы было еще три сына: Симоне, Антонио и Джованни.
Сандро Боттичелли (1445 - 1510 гг.) |
Алессандро
рос болезненным мальчиком и неизвестно, получился бы из него хороший дубильщик
или нет, но отец, заметив склонность сына к живописи, определил его учеником к
известному во Флоренции художнику Фра Филиппе Липпи.
В историю
живописи Алессандро вошел под уменьшительным именем Сандро и прозвищем
Боттичелли (бочонок), данным ему то ли учителем-художником, то ли старшим
братом. В мастерской Липпи Сандро обучался три года с 1464 по 1467, после чего
вернулся домой, где продолжил рисовать самостоятельно.
Отец,
Мариано Филипепи, умер осенью 1469 года, оставив сыновьям приличное состояние,
и в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую. Одним из первых
заказов молодого художника была картина с изображением аллегории Силы, написанная для Торгового суда
в том же 1470 году.
"Весна", Сандро Боттичелли |
Картина
принесла известность Сандро Боттичелли в родном городе и с этого времени он
получает больше заказов главным образом во Флоренции. Например, в 1474 году он
пишет «Святого Себастьяна» для старейшей церкви города Санта-Мария Маджоре.
Ранее, в
1469 году, к власти во Флоренции пришел Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепный) –
друг и покровитель поэтов и художников. По заказам Лоренцо и его родственников
Сандро Боттичелли напишет много полотен, включая всемирно известные: «Рождение
Венеры» и «Весна».
"Рождение Венеры", Сандро Боттичелли |
Некоторые
искусствоведы считают, что на этих двух картинах запечатлена Симонетта Веспуччи, на долгие годы ставшая музой художника. На другой картине –
«Поклонение волхвов» – Сандро Боттичелли изобразил своих заказчиков в виде
волхвов, а также самого себя.
Фрагмент картины Боттичелли "Поклонение волхвов" |
Наступил
самый плодотворный период в творчестве художника. Судя по записям в кадастре
Флоренции, где зарегистрированы все его ученики и помощники, в 1480 году
мастерская Боттичелли пользовалась немалой популярностью в городе. К этому
времени он уже написал «Весну» для Лоренцо и Джованни ди Пьерфранческо Медичи –
двоюродных братьев правителя Флоренции.
В 1481 году
Сандро Боттичелли пригласили в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Здесь он
написал три фрески: «Исцеление прокаженного», «Наказание Корея, Дафана и
Авирона» и «Сцены из жизни Моисея». По возвращении во Флоренцию в 1483 году
художник создал еще один шедевр –
«Рождение Венеры» – по заказу своего
покровителя Лоренцо Великолепного. В это же время Боттичелли пишет много
портретов: Микеле Марулло, Джулиано Медичи, Лоренцо Лоренцано и др.
Портрет Джиулиано Медичи кисти Боттичелли |
В
девяностые годы XV века Флоренция переживает
социально-политические потрясения: изгнаны Медичи, город на короткое время
оказался под властью Савонаролы – доминиканского монаха,
религиозно-мистического проповедника и обличителя папства и богатых
флорентийских патрициев.
Фреска Сикстинской капеллы, выполненная Боттичелли |
Сандро
Боттичелли, который тонко чувствовал красоту мира, открытую Ренессансом,
пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся на его творчестве. После смерти
покровителя Лоренцо Медичи (1492 г.) и казни Савонаролы (1498 г.) Боттичелли
окончательно отказался от не только от гуманистических тем, но и от
свойственного ему ранее пластического языка.
Последние
картины художника проникнуты безнадежностью и пессимизмом, отличаются
аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Пример тому – полотно «Покинутая»
(1495 – 1500 гг.). Плачущая женщина сидит на ступенях у каменной стены с наглухо
закрытыми воротами. После 1500 года Боттичелли писал редко. Единственная
подписанная картина мастера начала XVI – это
«Мистическое Рождество».
В 1502 году
Сандро Боттичелли получил приглашение перейти на службу к герцогине Мантуанской
Изабелле д´Эсте, но по неизвестной причине поездка так и не состоялась. Хотя
художник к тому времени был уже пожилым человеком и оставил живопись, но с
авторитетом Боттичелли и его мнением продолжали считаться.
В 1504 году
он вместе с Козимо Росселли, Джулиано да Сангалло, Филиппино Липпи и Леонардо
да Винчни участвовал в комиссии, которая должна была определить место для
установки Давида – статуи, недавно изваянной молодым Микеланджело. Предложение
Липпи признали самым удачным, и мраморного гиганта поместили на цоколе перед
Палаццо делла Синьория.
Сандро
Боттичелли умер 17 мая 1510 года и был погребен в семейной гробнице в церкви Оньисанти. Современники вспоминали о
нем как о человеке жизнерадостном и добродушном. Он держал двери своего дома
открытыми для друзей, щедро делился секретами мастерства, поэтому не имел
недостатка в учениках. Даже его учитель Липпи определил своего сына в
мастерскую Боттичелли.
В памяти же потомков Сандро Боттичелли остался великим
художником флорентийского Ренессанса, а
его полотна «Рождение Венеры» и «Весна» известны любому образованному человеку.
Источник:
«100 великих художников», Самин Д.К.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий