воскресенье, 27 марта 2016 г.

Мехико (Теночтитлан) – великолепная столица империи ацтеков


Империя ацтеков образовалась в XV веке в результате многочисленных войн. В самом начале она представляла собой тройственный  союз, объединивший города-государства: Мехико, Тлакопан и Тецкоко. Однако очень скоро бразды правления союзом полностью оказались в руках верховного правителя ацтеков, чья столица с двойным названием – Мехико (Теночтитлан) – стала столицей огромной империи.

Мехико-Теночтитлан, реконструкция

В  этом, естественно, для правящего города были свои преимущества. Все, что производилось в провинциях, попадало в Мехико, особенно тропические товары, до этого неизвестные на центральном плато, такие, как хлопок, какао, шкуры, разноцветные перья, бирюза и, наконец, золото. Поэтому в Теночтитлане и могла появиться роскошь: в одежде, украшениях, еде, в обстановке домов.

Вся территория столицы ацтеков была распланирована вокруг четырех главных центров –  кальпуллий, каждый из которых включал свой  храм и свой «дом юношей», нечто вроде религиозно-военной школы. Однако кальпуллии не включали районы, где размещались дворцы императоров, государственные здания и главные святыни. По приблизительным оценкам исследователей, население столицы ацтеков на момент испанского завоевания насчитывало более полумиллиона человек.

Карта Теночтитлана периода расцвета культуры ацтеков

Конкистадоры, вошедшие в Мехико, позже вспоминали, что  перед ними открылся город, блиставший поразительным великолепием. Даже Эрнан Кортес, которому была не свойственна сентиментальность, упоминал сады, иногда окруженные насыпью, иногда расположенные на уровне суши, сообщал о широких, прямых улицах и о движении лодок по каналам рядом с ними, об акведуке, несущем пресную воду в город. Гордый идальго в своих письмах к Карлу V доходит до того, что пишет: «Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку». Он добавляет: «Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела».

12 ноября 1519 года, спустя четыре дня после вступления в Мехико, Кортес и его главные военачальники пошли осматривать рынок и великий храм Тлателолько вместе с императором Монтесумой II. Они поднялись вверх по 114 ступеням и встали на платформу на вершине пирамиды, расположенной перед святыней. С высоты открывалась  прекрасная панорама как близлежащих деревень и четырех дорог, ведущих в столицу, так и самого города. Кортес писал:

«Итак, полюбовавшись на все это и поразмыслив над увиденным, мы обратили наши взоры на огромную рыночную площадь и на толпу людей на ней, которые что-то покупали и продавали...  А среди нас были солдаты, которые уже побывали во многих уголках света, в Константинополе, в Италии и в Риме; и они сказали, что никогда еще не видели такого хорошо организованного и большого рынка, заполненного такой большой толпой людей».


Макет столицы империи ацтеков

Большинство домов в Теночтитлане были низкими одноэтажными строениями, поскольку только знатные ацтеки обладали  правом выстроить двухэтажный дом. Большинство зданий имели фасад без окон – частная жизнь проходила во внутреннем дворике и была скрыта от посторонних глаз. Пригороды столицы застраивались простыми хижинами, со стенами из тростника и глины, с крышами крытыми соломой и травой. Но с приближением к дворцам императоров дома становились все более великолепными и роскошными.

Там и сям возвышалась пирамида местного храма, на некоторых улицах располагались лавки ювелиров или мастеров украшений из перьев, на других – встречались склады торговцев. И хотя свободного места, кроме огромных площадей, было мало, Мехико был не лишен зелени: в каждом доме был свой собственный внутренний дворик, а ацтеки всегда отличались страстью к цветам. Были также сады вокруг хижин, расположенных в пригороде, где росли цветы, овощи, которые иногда располагались на плавающих чинампас; а плоские крыши дворцов вельмож были увенчаны зеленью.

Теночтитлан, реконструкция

«Главные улицы, – писал Эрнан Кортес, – очень широкие и прямые. Некоторые из них и все улицы поменьше наполовину пешеходные, тогда как другая половина представляет собой канал, по которому индейцы плавают на лодках. И все эти улицы от одного конца города и до другого сообщаются таким образом, что вода может полностью пересекать их. Все эти протоки – а некоторые из них довольно широки – перекрыты мостами, сделанными из очень прочных и хорошо подогнанных балок, так что через многие мосты могут проехать в ряд десять всадников».

Центральная площадь Теночтитлана, видимо, совпадала почти полностью с современной площадью Сокало г. Мехико.  С севера его ограничивала часть огороженной территории, прилегающей к большому храму, над которой в то время возвышалась пирамида одного из храмов солнца. Южная сторона граничила с каналом, тянувшимся с востока на запад; с восточной стороны располагались, вероятно, двухэтажные дома высоких вельмож, а с западной – фасад императорского дворца Монтесумы II, который стоял на том месте, где в настоящее время находится дворец президента мексиканской республики.

Встреча Монтесумы и Эрнана Кортеса

Дворец, который когда-то принадлежал правителю Ашайакатлю (1469–1481) и в котором останавливались испанцы во время их первого посещения Мехико, стоял к северу от домов вельмож, и его западный фасад выходил на территорию великого храма. До этой площади можно было добраться по каналу  или по различным маленьким улицам. Грунт современной площади Сокало, равно как и фундаменты зданий, которые ее окружают, буквально нашпигованы остатками ацтекских скульптур, статуй и кусками разбитых памятников и барельефов.

В культовом квартале, кроме храмов, имелись также и мирские постройки. Во-первых, там находилась площадка для игры в мяч – любимого развлечения высших слоев общества. Во-вторых, располагались гостиницы  для высокородных гостей императора, а также арсеналы и школа для играющих на музыкальных инструментах. И наконец огромный императорский дворец, роскошь которого повергла  испанских конкистадоров в восхищение. Согласно описаниям очевидцев, похоже, что резиденция Монтесумы II представляла собой расположенные в определенном порядке здания, многие  из которых были двухэтажными, сгруппированными вокруг овальных или квадратных внутренних двориков с садами.


Апартаменты монарха находились на верхнем этаже. На первом этаже размещался суд, военный совет, казначейство и общественное хранилище, где находились большие запасы продовольствия, одежды и других товаров. Прочие части дворца использовались как тюрьмы для военнопленных и обычных преступников. Помимо этого, во дворце жили музыканты, игравшие на барабанах, флейтах , колокольчиках и погремушках, а также ремесленники-ювелиры. Еще на территории императорской резиденции располагался зверинец и сад с редчайшими цветами и лечебными травами.

 «У Монтесумы, – сообщал Карлу V  Кортес, – был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет».


Впечатление великолепия было еще большим за счет бесчисленных барельефов, статуй и разнообразных скульптур, которые украшали здания, святилища, площади и большие залы дворца. Несмотря на разрушения в XVI веке, то, что осталось от этого былого великолепия столицы ацтеков хранится в национальном музее и поныне удивляет своим богатством, размерами и совершенством.

Центральная площадь Теночтитлана служила также и рыночной площадью. «В этом городе много площадей, – писал Эрнан Кортес, – на которых всегда располагаются рынки, где можно что-то купить и продать. Но есть еще одна, по своим размерам вдвое превышающая город Саламанку, полностью окруженная сводчатыми галереями, где каждый день более шестидесяти тысяч человек что-то покупают и продают и где можно найти всевозможные товары изо всех провинций».

Мехико-Теночтитлан

В одном месте продавали драгоценности из золота и серебра, драгоценные камни и разноцветные перья; в следующем ряду – рабов, далее плащи, набедренные повязки и юбки из хлопка или ткани, полученной из волокон алоэ.  Шкуры ягуаров, пум, лис и оленей; кукуруза, бобы, какао, перец, лук, тысяча видов зелени; индейки, кролики, зайцы, оленина, утки и маленькие нелающие безволосые собачки, которых так любили употреблять в пищу ацтеки; фрукты, сладкий картофель, мед, патока, соль, краски, гончарные изделия всех форм и размеров, вазы и блюда из раскрашенного дерева, доски и брус для строительства, древесный уголь, смолистые факелы; сделанная из коры или алоэ бумага; все дары озер, циновки, стулья, печи…

Рынок в Теночтитлане, реконструкция

На этой же рыночной площади, по словам Кортеса, «есть места, похожие на аптекарские лавки, где продают готовые к употреблению лекарства, мази и припарки. Есть парикмахерские, в которых можно помыть голову и подстричься; есть дома, где, заплатив, можно поесть и попить».

А еще там были женщины, которые готовили пищу на открытом воздухе и предлагали покупателям блюда из тушеного мяса или рыбы с овощами, или кукурузную кашу со специями, или леденцы из меда с отличными маисовыми лепешками под названием тлацкалли, или пироги из кукурузной муки, под чьей дымящейся корочкой была начинка из бобов, мяса и перца.

Такой предстала перед испанскими завоевателями столица ацтеков Мехико-Теночтитлан. И, несмотря на вызванное восхищение, конкистадоры почти сравняли ее с землей несколькими годами позже.



Источник:
«Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы», Сустель Ж.




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...