Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На смену
необузданному обжорству приходит изысканно, тонко представленное изобилие.
Забота не только о духовном, но и о телесном приводит к тому, что еда, напитки
и их приготовление привлекают все большее внимание, и его не стыдятся. В моду
входят стихи, восславляющие застолье, появляются гастрономические книги. Их
авторами иногда были гуманисты. Образованные люди в обществе обсуждают старые —
античные и современные рецепты.
Достоинства садов и огородов не
только воспевались в поэмах гуманистов и описывались в агрономических
трактатах. Они стали неотъемлемой принадлежностью пригородного пейзажа. Знать и
нувориши разбивали у себя в имениях сады и огороды, посылали друг другу семена
редких растений, обменивались советами по их выращиванию. Именно в это время
Европа вернула себе многие из забытых в эпоху варварства растений.
К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со
всевозможными приправами. Для них по-прежнему не жалели дорогих восточных
специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца, европейского шафрана
и др. В ходе географических открытий приток восточных и заокеанских пряностей в
Европу возрос, цены на них снизились. Европейцы могли полнее удовлетворить свое
пристрастие к специям. Их широкое употребление можно объяснить не только
гастрономическими вкусами эпохи. Это было и престижно.
Кроме того, пряности использовали, чтобы разнообразить блюда и по
возможности скрыть скверный запах мяса, рыбы, птицы, которые трудно было
хранить свежими в тогдашних условиях. Тем не менее к XVII в. наметилась тенденция постепенного угасания интереса к пряностям.
Западноевропейские гурманы, попадая на застолья к коронованным особам в
Центральной и Восточной Европе, с неудовольствием отмечали злоупотребление не
только чесноком, но и пряностями.
Появляются новые рецепты. Одни напрямую указывают на связь с
географическими открытиями (например, индейский рецепт супа из кабачков,
попавший в Испанию в XVI в.). В других слышны отголоски
современных событий (например, блюдо под названием «Голова турка», известное в
той же Испании в XVI в.).
Вместе с рецептами растет число перемен блюд. В 1488 г. венецианский
гуманист Эрмолао Барбаро описывал в письме к своему приятелю свадебное застолье
в Милане, в котором он принял участие:
«У меня не было аппетита, поэтому я
больше смотрел по сторонам, чем ел. Сначала принесли розовую воду для мытья
рук. Потом предложили пастилки из кедровых орешков и засахаренный миндаль,
называемый здесь марципаном. На второе были гренки со спаржей. Третье блюдо:
отварная сепия, гарнированная мелко нарубленной жареной печенью. На четвертое:
жаркое из газели, пятое блюдо: отварная телячья голова. Шестое: ассорти из
каплуна, откормленных голубей, кур, говяжьего языка и ветчины. Седьмое блюдо:
жаркое из козлятины. Восьмое: куропатки, фазаны и другая птица, а к ним —
оливки. Девятое блюдо — жареный петух в медовом соусе. Десятое блюдо: жареная
свинина в соусе. Одиннадцатое блюдо: жареный павлин в соусе с фисташками.
Двенадцатое: сладости, сделанные из яиц, молока, сахара, шалфея. Тринадцатое:
артишоки с сосновыми орешками. Четырнадцатое: засахаренная айва. Пятнадцатое:
финики, фрукты, сладкие вина и прочий десерт».
В XV в. в Италии кондитерские изделия приготовляли еще аптекари. В их
заведениях можно было найти в ассортименте торты, бисквиты, пирожные,
всевозможные лепешки, засахаренные цветы и фрукты, карамель. Изделия из
марципана представляли собой статуэтки, триумфальные арки, а также целые сцены
—буколические и мифологические.
С XVI в. центр кулинарного искусства постепенно перемещался из Италии во
Францию. Богатством и изысканностью французской кухни восхищались даже
искушенные в гастрономии венецианцы. Вкусно поесть можно было не только в
избранном обществе, но и в парижском трактире, где, по словам одного
иностранца, «за 25 экю вам подадут похлебку из манны небесной или жаркое из
феникса».
Важным стало не только чем накормить гостей, но и как подать приготовленное
блюдо. Большое распространение получили так называемые «показные блюда». Из
различных, зачастую несъедобных материалов, изготовлялись фигуры реальных и
фантастических животных и птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили
вместилищем различных кушаний, особенно паштетов.
Источник:
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения, под ред. Брагиной Л.М. (печатается с сокращениямия)
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.