понедельник, 9 мая 2016 г.

Реформация Цвингли и Кальвина


Пока Мартин Лютер сражался с папскими послами и представителями светской власти в Германии, католический священник Ульрих Цвингли (1484—1531) начал реформистское движение в швейцарском городе Цюрихе. До той немецкоязычной области уже докатилась волна реформ, пришедшая с севера.

Предположительно в 1519 году Цвингли стал выступать против индульгенций, культа Богородицы, целибата и прочих католических доктрин и традиций. Хотя Цвингли утверждал, что действует независимо от Лютера, во многих вопросах их мнения совпадали, и он распространял трактаты Лютера по всей стране.

Ульрих Цвингли
   
Однако, в отличие от более консервативного Лютера, Цвингли выступал за упразднение всякого рода атрибутов католицизма: изображений, распятий, священнических облачений и даже литургической музыки.

Более серьезные разногласия между двумя реформаторами возникли по вопросу евхаристии, или причащения. Слова Иисуса «Сие есть Тело Мое» Лютер трактовал буквально: он верил, что тело и кровь Христа неким чудом реально присутствуют в хлебе и вине во время причащения.

Мартин Лютер

Цвингли же в своем трактате «О Трапезе Господней» доказывал, что слова Иисуса «Сие есть Тело Мое» не что иное, как метафора, и понимать их следует по-другому: «хлеб означает мое тело»или «есть символ моего тела». Эта дилемма стала для двух реформаторов яблоком раздора.

Цвингли продолжал проповедовать свои реформистские учения в Цюрихе и многого добился. Другие города вскоре склонились на его сторону, но большинство сельских жителей были консервативны и придерживались католицизма. Противоборство настолько обострилось, что между швейцарскими протестантами и сторонниками католицизма вспыхнула гражданская война.

Цвингли, сопровождая войско в качестве священника, погиб в битве при местечке Каппель близ озера Цуг в 1531 году. Когда наконец воцарился мир, каждой области было дано право решать, какой веры придерживаться — протестантской или католической.

Другим проповедником протестантизма в Швейцарии был француз Жан Кальвин, или Ковен (1509—1564). Он познакомился с учениями протестантов в студенческие годы во Франции, в 1534 году из-за религиозных преследований покинул Париж и обосновался в Базеле (Швейцария).

Жан Кальвин

В защиту протестантов он опубликовал свое сочинение «Наставление в христианской вере», в котором резюмировал идеи отцов церкви и средневековых богословов, а также взгляды Лютера и Цвингли. Этот труд стал основой вероучений всех реформатских церквей, распространившихся впоследствии в Европе и Америке.

В «Наставлении» он сформулировал свою теологию. Согласно ей, Бог есть Абсолютный Владыка, чья воля определяет все и руководит всем. В противоположность этому, падший человек грешен и никак не достоин милости. Поэтому спасение зависит не от добрых дел человека, а от Бога. Так в свете своей доктрины о предопределении Кальвин писал:

«Мы говорим, что в Писании четко сказано: Бог в Своем извечном и неизменном совете раз и навсегда определил тех, кому Он пожелал однажды даровать спасение, и тех, кого пожелал обречь на гибель. Мы утверждаем, что воля Божия в отношении избранных проистекает из Его свободной милости и не учитывает человеческих заслуг; в то время как те, кого Он обрекает на погибель, не допускаются к жизни по справедливому и непогрешимому, но вместе с тем непостижимому суду».

Подобная суровость также отразилась и на других аспектах учений Кальвина. Он настаивал, чтобы христиане вели святую и добродетельную жизнь, воздерживаясь не только от греха, но и от удовольствий и легкомыслия. Еще он утверждал, что Церковь, состоящая из избранных, должна быть освобождена от всех гражданских ограничений и что только через Церковь можно построить воистину богоугодное общество.

Выступление Кальвина перед женевским правительством в 1549 году

Вскоре после выхода в свет «Наставления» другой реформатор, Гийом Фарель, убедил Кальвина поселиться в Женеве. Они вместе попытались воплотить кальвинизм в жизнь. Их целью было превратить Женеву в теократический город с функциями и церкви, и государства. Они установили строгие правила и санкции на все, будь то религиозные наставления, церковные службы или общественная мораль.

Эти правила распространялись даже на санитарию и противопожарную безопасность. Согласно одному историческому труду, «парикмахера за то, что он сделал, как считалось, неподобающую прическу невесте, заключили в тюрьму на два дня. Мать невесты с двумя женщинами, помогавшими парикмахеру, постигла та же участь. Танцы и игра в карты тоже наказывались магистратским судом».

Тех, кто в вопросах богословия расходился с Кальвином, ожидала суровая кара. Например, известна трагическая судьба испанца Мигеля Сервета, который был сожжен на костре.

Мигель Сервет

В Женеве Кальвин, вплоть до смерти в 1564 году, пытался переустроить мир согласно своим представлениям, и Реформатская церковь прочно утвердилась. Протестанты, бежавшие от преследований в другие страны, стекались в Женеву, где перенимали кальвинистские взгляды и становились основателями реформаторских движений у себя на родине. Вскоре кальвинизм достиг Франции.

Жан Кальвин на смертном одре

Французские кальвинисты, называемые гугенотами, жестоко преследовались католиками. Под влиянием учений Кальвина в Нидерландах появилась Голландская реформатская церковь. В Шотландии под ревностным руководством бывшего католического священника Джона Нокса была основана Шотландская пресвитерианская церковь, которая опиралась на учения Кальвина.

Кальвинизм также сыграл видную роль в английской реформации, а из Англии вместе с пуританами идеи Кальвина перекочевали в Северную Америку. Хотя начало протестантскому движению дал Лютер, на его развитие гораздо больше повлиял Кальвин.


Источник:
«Человечество в поисках Бога»



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...