вторник, 25 апреля 2017 г.

Розга как метод преподавания в средневековой школе


Средневековые школы сделали большую работу в культурном отношении. Во-первых, они были однотипными. Во-вторых, в них была одна программа обучения, одни предметы.

Конечно, средневековая школа была школой трудной, не только потому, что было мало учебников и они были плохи (в рукописных книгах писали слитно, без знаков препинания, преподавание велось только на латинском языке), но и потому, что все трудности, которые обычно встречаются при обучении, перекладывались с плеч учителя на плечи ученика. Дело учителя было дать знание, а уж понять, усвоить его ученик должен был сам как умел.



Метод же преподавания был довольно своеобразный — розга. В Германии, например, школяры по обычаю несколько раз в году отправлялись с учителем в лес рвать лозу, которая предназначалась для их порки.

Телесное наказание считалось необходимой прина-длежностью учения, основным методом, к которому прибегали учителя. С полным правом можно сказать, что розга была символом средневековой школы.

Пальцы, тростью битые, обольешь слезою,
Задница невинная вспухнет под лозою, —

через этот припев популярной средневековой песенки прошел каждый школяр.

Наказание розгой в средневековой школе

Таким образом, цель розги определялась не как избиение, а как способ активизиро-вать усердие и, самое главное, — исцеление, неприятное, горькое лекарство, но несущее выздоровление, спасение.

С такой точки зрения физическое наказание считалось вполне педагогичным и нравственным. Выражение «учиться» и «ходить под розгою» были синонимами. И такая практика, как и отношение к учителю как к «привилегированному тирану», держалась очень долго.

Мартин Лютер в XVI в. рассказывает, как он обучался в школе и сообщает, что однажды в течение одного утра, до обеда, его 15 раз высекли.

Нужно отметить, что и в это время, казалось бы, беспредельного господства розги были люди, выступавшие против нее. Уже знаменитый педагог IX в. Ноткер Сен-Галленский (Ноткер Заика) избегал сам и советовал другим не прибегать к розге.



Другой, еще более прославленный теолог и ученый, архиепископ Ансельм Кентерберийский, стараясь умерить рвение сторонников побоев, говорил им:

«Вы угнетаете детей вечным застращиванием, угрозами, ударами, чем убиваете в них всякое влечение к свободным действиям, а все их помыслы направляете на дурное... И почему это думаете вы, что нравственно можно воспитывать детей только битьем и сечением?... Если желаете сделать детей добронравными, пользуйтесь для этой цели не одними только ударами, но отеческою кротостью и нежным обращением».



Для того, чтобы пройти полный курс образования в средневековой школе, надо было обладать не только выдающимися духовными качествами — превосходной памятью, большой способностью к формально-логическому, или диалектическому мышлению, необыкновенными трудолюбием, усидчивостью, вниманием и терпением, но и железным здоровьем и устойчивой нервной системой.

Какого же типа была эта школа? Она соответствовала основным типам воспитания и образования: церковное, рыцарское, бюргерское и практическое. Особняком стояло воспитание женщин.


Источник:
«История культуры Европы. Средние века», Сорочан С.Б.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...