Бартоломео дель
Фатторе, в жизни Баччио делла Порта, в качестве доминиканского монаха получил имя
Фра Бартоломео (1472–1517). Как художник он принадлежал к последним
представителям нового направления. Его учителем был Козимо Россели. Из
соучеников Бартоломео особенно выделяется Мариотто-Альбертинелли (1474–1515),
его друг, союзник и товарищ, с перерывами, вплоть до 1512 г.
|
Фра Бартоломео |
Главным
произведением раннего периода Фра Бартоломео является большая фреска Страшного
Суда, перенесенная из Санта Мария Нуова в Уффици, во Флоренцию. Только верхняя
половина картины (1499) принадлежит кисти Бартоломео, нижнюю половину он
поручил исполнить Альбертинелли, в год (1500) своего ухода в монастырь.
|
Портрет Савонаролы, Ф. Бартоломео |
Как просто еще все
происходит на этом мировом суде, если его сравнить с гигантским произведением Микеланджело,
и, однако, как далеко он превосходит обычные приемы XV столетия! Полукруг сидящих на
облаках апостолов, над которыми восседает на троне Спаситель с поднятой правой
рукой, с головками порхающих серафимов вокруг него, удален вглубь композиции
плавным ритмом линий, а величавые фигуры апостолов расположены попарно так, что
между ними видна связь внешняя и духовная.
|
"Видение святого Бернара", Фра Бартоломео |
Вступив в монастырь
Сан Марко во Флоренции (1500), он удалился от всякой земной суеты. В первые
годы своей монашеской жизни Фра Бартоломео решился запечатлевать массу новых
встречавшихся лиц только в нежных рисунках пером, большинство которых
сохранилось в Уффици. По совету своего настоятеля он в 1504 г. вернулся,
однако, к живописи. Тогдашнюю манеру его характеризует «Видение св. Бернарда»
во Флорентийской академии.
В полный профиль
стоят друг против друга Мария и святой; спокойно ложатся их одежды; о Леонардо
напоминает дымка пейзажа. Перемену стиля Бартоломео после венецианской поездки
показывают его запрестольные образа — «Святого собеседования» в соборе св.
Мартина и явление Бога-Отца над двумя святыми женами в музее города Лукки.
|
"Мистическое обручение свю Екатерины Сиеннской в присутствии святых" |
Уже нагота
ангелов-детей, нежная округлость их тел, наконец, насыщенные горячим золотом
краски отличают эти картины от более ранних его произведений. Для дальнейшего
развития Бартоломео, как флорентийца, важны некоторые из его запрестольных
образов, проникнутые в высшей степени узким пониманием пространства, так как в
них вместо пейзажного фона является церковное, в виде ниши, сооружение, перед
которым парящие ангелы откидывают завесу балдахина над сидящей на троне
Богоматерью. Строго проведенной линейной перспективе этих картин отвечает
последовательная резкость падающего с одной стороны живописно усиленного света.
Главные произведения этого рода находятся в кафедральном соборе в Безансоне, в
Лувре в Париже, в церкви св. Марка и в палаццо Питти во Флоренции.
|
Фреска "Страшного суда", Фра Бартоломео |
Последняя перемена
в стиле мастера, приведшая его к еще более рельефному выделению отдельных
фигур, а также к более отчетливой самостоятельности их движений в смысле
римской школы, заметна, например, в его задушевной, богатой фигурами Мадонне
делла Мизерикордиа в Пинакотеке города Лукки, в его св. Марке в палаццо Питти,
а также в его прекрасных святых семействах римского палаццо Корсини
(Национальной галереи) и собрания Кука в Ричмонде.
|
"Воскресший Христос среди евангелистов", Фра Бартоломео |
Своеобразное
впечатление производит его «Сретение Господне» 1516 г. в Вене спокойной
мощью фигур. Поразительно захватывает своим ритмическим, но внутренно свободным
языком жестов «Воскресший Христос среди евангелистов» в палаццо Питти.
Поразительно по композиции и внутренней жизни «Оплакивание Христа» того же
собрания. Именно благодаря свободе, с которой объединены композиция и
настроение, эта картина до сих пор сохранила свою убедительную силу.
Фра Бартоломео не
принадлежал к числу всеобъемлющих мастеров, но как живописец он принес многое
для внутреннего единства рисунка и красок, формы и содержания.
Источник:
"История искуства всех времен и народов. Том 3", Карл Верман
Комментариев нет:
Отправить комментарий