среда, 5 января 2022 г.

Чем занимались в монастырских скрипториях?

Переписывание рукописей до сих пор предстает в массовом сознании наиболее типичной повседневной работой монахов. Однако деятельность монахов вовсе не ограничивалась именно этим родом занятий, но все же надо признать, что переписывание всегда имело для монахов большое значение.

Для одних это занятие служило способом побороть праздность и плотские пороки и тем самым обеспечить спасение своей души. Для других же переписывание составляло часть их аскезы. Во всяком случае, переписывание книг требовалось всегда, ведь книги были редкими и дорогими. Чтобы обеспечить нормальную деятельность монастыря, нужен был хотя бы минимум книг. Конечно, книги можно и занять, но опять-таки для того, чтобы снять с них копию.


 

Все ли монахи умели писать? И все ли обладали разборчивым почерком и хорошим зрением, чтобы дни напролет просиживать за этим занятием? Маловероятно. Однако искусство письма, скорее всего, было гораздо больше распространено в среде монашества, нежели в миру. Похоже, писать умели даже монахини, ибо говорили:

 

Монашкой суждено ей стать,
Коль славно может петь, читать.

 

Скрипторием называлось помещение, где монахи переписывают манускрипты. До XIII века книги переписывались исключительно монахами. Некоторые из них работали даже «на сторону», извлекая тем самым определенную выгоду. Но с XIII века переписыванием книг начинают заниматься также миряне и клирики.

 

Средневековый манускрипт

В день монах переписывал три, пять, шесть листов, таким образом для переписывания Библии требовался примерно год. За всю свою жизнь переписчик успевал завершить до 40 трудов. Упоминают одного монаха-картезианца, переписавшего 50 книг. В аббатстве Санкт-Галлен переписыванием занималось три четверти братии, то есть около 300 монахов.


В этой сфере очень быстро начались разделение труда и специализация: одни изготовляли пергамент, другие карандашом проводили на нем линии, третьи шлифовали кожу; затем наступал черед собственно писцов, корректоров, миниатюристов, переплетчиков. В одном тексте даже упоминается монах, который был обязан следить за правильностью пунктуации! И все эти работы совершались бесшумно, ибо скрипторий был одним из самых тихих мест в монастыре.


Скрипторий

 

Какими орудиями труда располагал переписчик? Кроме мебели, за которой монах занимался перепиской (конторка или стол), имелись гусиные и лебединые перья; мел и пемза — шлифовальный материал; чернильницы для красных и черных чернил; скальпель для разрезания кожи; бритва, чтобы скоблить шероховатости и разрезать страницы; игла, чтобы размечать пергамент, прежде чем провести на нем линии; шило –  протыкать дырочки в страницах, чтобы сшить их в общий том маленькими кожаными ремешками; отвес, чтобы лучше выверить вертикальные линии; дощечка с линейкой, чтобы шлифовать пергамент, пробивать в нем отверстия и линовать его; покрытые воском дощечки, служившие черновиками или записными книжками; стило, чтобы писать на воске, и пр. Как правило, некоторые письменные принадлежности хранились в кожаных чехлах, прикрепленных к столу или поясу монаха-переписчика.


Чехол для письменных принадлежностей

 

Пергамент делался из шкур недоношенных телят, козлят и ягнят, то есть из шкур мертворожденных животных и иногда из шкур оленя или свиньи. За разрезанием и шлифовкой пергамента, а также за считкой и корректурой манускриптов и их переплетением был обязан следить главный певчий. Но подготовка шкур заключала в себе столько сложностей и требовала таких забот, что вскоре это дело доверили специалистам, чаще всего мирянам.

 

Иногда уже готовую кожу покупали. Пергамент был редкостью и стоил дорого, поэтому монахи очищали старые, уже использованные листы, подобно тому, что практиковалось еще в Древнем Риме. Монахов часто обвиняли в том, что они жертвовали античными шедеврами ради переписки богословских трудов, уже имевшихся в достаточном количестве экземпляров. Но анализ манускриптов показывает, что все то, что мы имеем из классической латинской литературы (произведения Тацита, Сенеки, Тита Ливия, Апулея и др.), дошло до нас благодаря монахам-переписчикам. Они использовали только рукописи в плохом состоянии или, точнее, те страницы, которые невозможно было разобрать. Но никогда не приносили в жертву целую книгу.


Изначально чернила делались из капустного сока, из купороса, из чернильного орешка. Все эти ингредиенты варились на огне с гуммиарабиком и добавлением вина или пива! В келье монаха-переписчика или скриптории было иногда так холодно, что ему разрешалось пойти в теплую комнату, чтобы... растопить драгоценную смесь.



Труд переписчиков был невероятно скучным. И ничто не могло сделать его более привлекательным, хотя монахам и объясняли, что они творят богоугодное дело, ведь переписывание рукописей — самая благородная работа, не только умственный, но, прежде всего, аскетический труд, за который они получат воздаяние от Бога; что каждая написанная ими буква искупает их грех.

 

Переписчиков пытались даже запугивать. Одно предание напоминает монахам, что существует демон, прозванный Придирчивый. Каждое утро он приносит в ад полный мешок букв, которые были пропущены монахами! Но, похоже, что должного впечатления на переписчиков это не производило, о чем предостаточно свидетельствует обилие ошибок в рукописях, пропущенных по невниманию.


Монастырский скрипторий
 

Послушайте жалобы, которые переписчики оставляли на страницах рукописей:

 

«Дорогие читатели сего труда, прошу вас, не забудьте о том, кто переписал его: это был несчастный брат... он страдал от холода, а по ночам ему приходилось дописывать то, что он не успел сделать при свете дня».

 

Другой пишет следующее:

 

«Будьте осторожны в обращении с рукописью. Не кладите пальцы на страницы! Вы не знаете, что такое писать! Это тягчайшая повинность: она сгибает вам спину, ослабляет глаза, портит желудок и ребра... Молитесь о бедном Рауле»...


 

Когда известно, какими скудными были средства для освещения помещения — коптящая горелка из жира и тряпки, нетрудно представить себе степень жертвенности этих переписчиков.

 

Что же делал монах, когда у него ухудшалось зрение? Похоже, что до XIII века не было никакого средства против дальнозоркости, и только лишь францисканец Роджер Бекон (1220–1293 гг.), один из первых творцов экспериментального метода, изобрел не только лупу, но и конвергентные линзы, позволившие ему самому читать в старости.


Средневековые очки

Но что же делали монахи до этого изобретения? Тем более что переписывать Евангелие, Псалтирь или молитвослов поручалось наиболее серьезным из монахов, значит, тем, кто был уже в возрасте. Возможно, они утешались тем, что говорили себе: занимаясь переписыванием, мы проявляем послушание уставу и своему аббату. А может быть, они укреплялись молитвой Господу, как тот монах эпохи Карла Великого:

 

«В изнурительном труде переписчика я не нахожу утешения, поэтому, о, Господи, я возношу тебе эту молитву: да не помешают моему сердцу познавать сокрытое моя рука, выводящая эти буквы, и мои глаза, созерцающие форму слов; да бодрствует и печется мое сердце более о внутреннем, нежели о внешнем, и да не устанет писать моя рука!»

  

Источник:

"Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. X-XV вв.", Лео Мулен

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...