четверг, 27 января 2022 г.

Маскарады в средневековой Франции

Среди развлечений в Средние века немалой популярностью пользовались маскарады, устраиваемые во время больших собраний, пиров и балов. Часто они ограничивались сатирой на нравы, давали повод посмеяться над смешными или странными чертами земляков. В ряде городов маскарады даже приобрели черты некоего общественного института.

Средневековый маскарад

В Средневековье деятельность ремесленников, как и высказывание собственного мнения, могла происходить только в рамках союзов. Поэтому существовали корпорации шутов, которые пользовались привилегией высмеивать как малых, так и великих. В Париже это были бадены (шутники), тюрлюпены (злые шутники) и «беззаботные ребята»; в Пуатье – веселая шайка аббата Могуверна; в Дижоне – «дети сумасшедшей матушки»; в Руане – олухи или конары, которые в масках ездили по городу верхом, а впереди них ехал аббат в митре и с крестом, он стоя пил в повозке, сыпал загадками, насмешками и сатирами.

С наступлением Масленицы конары появлялись в большой палате Руанского парламента, принося прошение, чаще всего – в стихах. Магистраты, отложив дела, отвечали на шутовское прошение, разрешая маскарад: право конарам бродить по улицам в масках, говорить, что вздумается, и за деньги предоставлять жителям право надевать маски.

Под маской конары позволяли себе выставлять в смешном виде всех и вся, пародируя действия и манеры духовенства, дворянства, не щадили и горожан. Среди конаров были «следователи», в задачу которых входило сообщать о скандальных историях, случившихся в городе, о злоупотреблениях, нелепостях. Следователи докладывали аббату конаров, кардиналам и патриархам, которые составляли конклав.

Те решали, какие дела уместно представить вниманию слушателей. После этого собирались на открытом воздухе, куда приносили необходимые материалы. «В течение трех дней этот «трибунал» заседал на улицах. Барабаны, флейты, трубы заранее давали знать о его приближении.

Конары шли через толпу, разделенные на группы, каждой из них полагалось высмеивать, осуждать только что-нибудь одно: нелепость, порок, злоупотребление. Торговцы гнилым товаром, судьи, в честности которых можно было усомниться, священники, грешащие симонией, расточительные дети, скупые отцы, спесивые дворяне, зазнавшиеся выскочки, жадные врачи – все они подвергались осмеянию на этих необычных сборищах.

Средневековый шут

Необдуманные браки, безумные затеи, интриги всякого рода составляли обширную тему, всегда популярную и неисчерпаемую. Не лучшая участь была уготована и указам о налогах, да и оборотистым людям, сочинявшим их; затрагивалась и тема о нищете народа.

Братство конаров, возникшее, вероятно, в начале XV в., просуществовало до XVII в. Праздник завершался пиршеством в залах Старой Башни, превращенной во дворец аббата конаров; после пира – танцы, маскарад, в заключение присуждался приз горожанину, который, по мнению шутовского «трибунала», сотворил самое значительное, заметное безрассудство года!

Таким образом многие жители крупных городов Французского королевства хоть раз в год имели возможность высказать свое мнение о злоупотреблениях и нелепостях, происходивших вокруг, о бедствиях народных масс, нищете, о тирании сеньоров. Все эти конары, бадены, тюрлюпены следили за тем, чтобы, находясь в маске, не задеть личности короля. А монарх был первым, кто смеялся, соглашаясь с приговорами шутовских судов, отстаивая их компетенцию вопреки протестам духовенства, дворян и городских магистратов.

Во время пиров у богатых вельмож интермедии часто были только игровыми сценами и пантомимами в исполнении актеров в масках. Известен, однако, маскарад, чуть не оказавшийся роковым для Карла VI. Захватывающее описание этого бала сделал Жан Фруассар в своих «Хрониках» под названием «Авентюра о танце, исполнители которого представляли дикарей и где король подвергся опасности».

"Бал объятых пламенем", миниатюра из "Хроник" Фруассара

Маскарад был по случаю брака молодого рыцаря из Вермандуа с девушкой из свиты королевы. Неосторожность герцога Орлеанского привела к тому, что загорелись маскарадные костюмы шести участников веселья, узкие одежды которых были из холщовых и льняных тканей, обклеенных шерстью. Из шести молодых людей, среди которых был и король, четверо погибли от огня. Трагический исход празднества, вошедшего в историю как «Бал объятых пламенем», произвел глубокое впечатление на Париж и все королевство. Но, как писал Фруассар, «и это прошло и забылось мало-помалу, мертвых похоронили, помолились за них и раздали в память о них милостыню!».

 

Источник:
«Жизнь и развлечения в Средние века», Э.Э. Виолле-ле-Дюк

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...