Роль Дюрера в истории мирового искусства настолько
велика, что искусствоведы с полным правом называют конец XV и первую половину XVI веков «эпохой Дюрера». Искусству Северных Альп и
Германии, все еще носившему средневековый характер, Дюрер сумел привить
новаторские формы итальянского Возрождения. Более того, он считается самым совершенным мастером
гравюры на дереве и на меди.
Альбрехт
Дюрер родился в городе Нюрнберге 21 мая 1471 года. Он был третьим из
восемнадцати детей золотых и серебряных дел мастера Альбрехта Дюрера-старшего.
Дюрер-старший был родом из Венгрии. Изучая под руководством отца ювелирное
дело, приемы гравировки на металле, Альбрехт особый интерес проявлял к
искусству рисунка.
Еще будучи
тринадцатилетним мальчиком, он выполнил серебряным карандашом свой портрет, с
поразительной точностью и верностью передав сходство. В 1486 году Дюрер
поступает в мастерскую нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута.
Уже через
год Альбрехт становится основным рисовальщиком эскизов для гравировки различных
изделий, изготовлявшихся в ювелирной мастерской. У Вольгемута Дюрер выполнил
свою первую значительную работу – изготовил цикл иллюстраций к Нюрнбергской
хронике Гартмана Шеделя.
После
окончания обучения, весной 1490 года, молодой художник отправляется
путешествовать по Германии. Первые годы странствий он посвятил городам
Германии. Он побывал во Франкфурте-на-Майне, в Майнце и, наконец, прибыл в
Кольмар, где работал известный график и художник М. Шонгауэр. Дюрер поработал в
его мастерской (правда, всего два месяца), ознакомился с тонкостями
гравировальной техники.
Внезапно
Шонгауэр умер, и Дюрер отправляется в швейцарский город Базель, который в то
время был одним из центров европейского книгопечатания. Там он прожил более
года и даже посещал лекции в местном университете.
Здесь он
выполнил заказ издателя-типографа Иоганна Амербаха на изготовление
гравированных на дереве иллюстраций к комедиям Теренция.
Позже Дюрер
иллюстрировал «Турнского рыцаря Жоффре де ла Тур-Ландри» и «Корабль глупцов»
Себастьяна Бранта. Можно предположить, что к концу своего ученичества Дюрер
познакомился с мастером Домашней книги, который обучил его гравюре на меди и
технике офорта.
Осенью 1493
года Альбрехт Дюрер отправился в Страсбург, откуда вскоре вернулся на родину.
Возвратившись в родной город, в 1494 году он женился на Агнессе Фрей, дочери
влиятельного нюрнбергского бюргера, механика и музыканта.
Получив от
отца причитающуюся ему долю наследства, Дюрер наконец смог осуществить давнюю
мечту: он открывает собственную художественную мастерскую, где начинает
выполнять заказы на гравюры для оформления книг, а также композиции для
резчиков по камню.
Спустя некоторое
время, когда в Нюрнберг пришла чума, Дюрер совершил свою первую поездку в
Италию. Впечатления от поездки художник воплощает в картинах, написанных в
свободной манере акварельного письма «Вид Инсбрука» (1494–1495), «Заход солнца»
(около 1495), «Вид Триента», «Пейзаж во Франконии».
В Венеции
состоялась встреча с братьями Беллини, повлиявшими на дальнейшее творчество
Дюрера, и с Якопо де Барбари, по совету которого Дюрер приступил к изучению
пропорций. Он позволил себе передышку и много рисовал с итальянских образцов.
Вскоре
молодой художник возвращается в Нюрнберг,
где уже имеет хорошую репутацию, поэтому не только получает заказы, но и
открывает собственную школу. Дюрер выполняет ряд гравюр на меди – «Продажная
любовь» (1495–1496), «Св. семейство с кузнечиком» (около 1494–1496), «Три
крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (1498), а также гравюры на дереве –
«Геркулес», «Мужская баня». Помимо этого, в его художественном наследии имеется
несколько автопортретов.
В 1498 году
художник начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. Дюрер выпустил
свою лучшую книгу – иллюстрированный Апокалипсис. Серия гравюр из восемнадцати
листов до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического
искусства.
Тогда же
Дюрер приступил к работе над циклом гравюр «Больших страстей», а в 1502 году –
над циклом «Жизнь Марии», завершив их только в 1511 году. Все три цикла
принадлежат к величайшим достижениям религиозного искусства в области гравюры
на дереве.
В начале XVI века Дюрер выполнил несколько монументальных
заказных работ: Паумгартнеровский алтарь, «Оплакивание Христа», «Поклонение
волхвов» (1504).
В 1505 году
Дюрер вновь прерывает работу в своей мастерской и отправляется в Венецию. Его
поездка была вызвана тем, что в итальянских городах появились поддельные
гравюры с монограммой Дюрера. Кроме того, художник надеялся, что в Венеции он
получит новые заказы.
Действительно,
прибыв в Венецию, Дюрер получает выгодное предложение. Руководители немецкой
колонии в этом городе решили поручить мастеру ответственный заказ –
изготовление алтарных картин для местной церкви. Вероятно, столь ответственный
заказ помог ему получить итальянский художник Д. Беллини. С ним Дюрера
связывали дружеские отношения еще со времени предыдущего приезда.
Он успешно
работает в Венеции, совершает поездки в другие города, встречается с великим
Рафаэлем. Дюрер подарил Рафаэлю свой автопортрет, исполненный гуашью на очень
тонком холсте. Глава римских живописцев был восхищен и изумлен этим
произведением и послал в ответ свои рисунки.
Во время
пребывания в Венеции по заказу немецких купцов Дюрер пишет картину «Праздник
четок» (1506). «Она хороша и красива по краскам. Она принесла мне много похвал…
Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в
живописи не умею обращаться с красками. Теперь все говорят, что они не видели
более красивых красок», – писал Альбрехт своему
другу Пиркгеймеру по поводу этого произведения.
В 1507 году
Дюрер возвращается в Нюрнберг и вновь приступает к работе. Ему хотелось хотя бы
некоторое время поработать не на заказ, а для души. На
1508–1509 годы приходится одно из высших достижений религиозного творчества
Дюрера «Алтарь Геллера». К сожалению, центральное панно, принадлежавшее кисти
самого Дюрера, изображавшее «Вознесение Марии», дошло до нас только в копии.
Отправляя
картину Геллеру, художник заклинает: «Когда ее будут распаковывать, будьте при
этом сами, чтобы ее не повредили. Обходитесь с нею бережно…» В том же письме
Дюрер делает горькое признание: «Заурядных картин я могу сделать за год целую
кучу, никто не поверит, что один человек может сделать все это. На этом можно
кое-что заработать, при старательной же работе далеко не уедешь. Поэтому я
стану заниматься гравированием».
Расставаясь
с любимой работой, Дюрер вынужден разочарованно признаться – живопись его
прокормить не может. С 1510 года он почти целиком посвятил себя искусству
гравюры.
В 1509 году
Дюрер стал членом нюрнбергского Большого совета, что было привилегией знатных
горожан. В феврале 1512 года его мастерскую посетил император Максимилиан,
который хотел сделать Дюрера своим придворным художником.
Альбрехт Дюрер, император Максимилиан |
Для
императора Дюрер выполняет беспрецедентный даже для нашего времени заказ,
изготовив самую большую из известных гравюр, размером 3,8 на 3 метра. Чтобы
изготовить ее, художник использовал 192 доски. Это произведение до сих пор
поражает зрителя тщательностью проработки деталей и продуманностью композиции.
В 1513–1514
годах мастер создает произведения, знаменующие вершину его творчества. Это в
первую очередь три гравюры на меди: «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св.
Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514).
Дюрер был
единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую
ренту в 100 флоринов. Однако в 1519 году Максимилиан умирает, и Дюрер лишается
ренты. В 1520 году художник вместе с женой отправился в Нидерланды для того,
чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V, ожидавшего коронации в Ахене.
На
протяжении всего пути художника ждал восторженный прием. Антверпенские живописцы
пригласили знаменитого коллегу на торжественный обед:
«И по обеим сторонам от меня стояла толпа, как
будто пришел великий человек, – записал
Дюрер в дневник. – Посуда,
ножи, ложки, вилки были серебряные, как на княжеских столах. И подарили мне
много кувшинов вина с видом глубокого почтения. В дружеской беседе провели мы время
до поздней ночи, все присутствовавшие проводили меня с факелами домой и просили
меня и всегда относиться к ним с таким же расположением, не забывая о них. Я
очень благодарил за все и потом отправился спать…»
Как и в
прошлых поездках, Дюрер много ездит по стране, делает многочисленные зарисовки.
Но получить постоянную работу ему так и не удалось. Поэтому через год
бесплодных поисков художник вновь возвращается в Нюрнберг. По возвращении он
создал свои самые знаменитые живописные и гравюрные портреты.
В 1523–1528
Дюрер опубликовал теоретические трактаты «Руководство к измерению циркулем и
линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека», вобравшие в себя выводы, к
которым он пришел в результате изучения пропорций, и ставшие основой
руководства по обучению живописи.
По замыслу
автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им
энциклопедии художника. Однако осуществить этот грандиозный замысел Альбрехт Дюрер
уже не успел. 6 апреля 1528 года художник умер после тяжелой болезни печени.
Источник:
«100 великих художников», Самин
Д.К.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.