воскресенье, 19 июня 2016 г.

Питер Брейгель Старший : жизнь и творчество


Источники, проливающие свет на биографию Питера Брейгеля, крайне немногочисленны. Год его рождения, 1530, вычисляется приблизительно, на основании даты вступления Брейгеля в гильдию св. Луки. 


Питер Брейгель Старший

Карел ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной в 1604 году, называет Брейгеля уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии. В других источниках упоминается название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя.

Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста. В 1544 году Питер поступает в мастерскую ведущего антверпенского издателя печатной графики Иеронима Кока. Их сотрудничество продлится до самой смерти художника.

"Избиение младенцев", Питер Брейгель

В 1551 году Брейгель был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание мастера. Около 1552 года он отправился в Италию через Лион и восточную часть Франции. В следующем году Брейгель прибыл в Рим, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Д. Кловио.

К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом).

"Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере"

Около 1554 года художник возвращается на родину. В 1555 году И. Кок выпускает серию пейзажных гравюр Брейгеля. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин И. Босха, чей зашифрованный язык аллегорий и живописная манера оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Брейгеля.   

"Падение Икара", Питер Брейгель старший

Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста». Композиция картины – вид из окна на площадь фламандского городка, где последний день масленицы народ провожает карнавалом и представлением сражения между Масленицей и Постом.

"Битва Масленицы и Поста", П. Брейгель

Сюжет этот, вероятно, навеян указами  аскетичного Филиппа II, требовавшего неукоснительного соблюдения религиозных обрядов. В это время в стране, потерпевшей поражение, прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией.

"Фламандские пословицы", Питер Брейгель

С 1561 года художник обращается к другим сюжетам. Он создает сцены, своей зловещей фантастичностью даже превосходящие Босха. Так в «Триумфе Смерти» (1562) скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. 


"Триумф смерти", Брейгель П. старший

В «Безумной Грете» (1562) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готова ринуться в адскую пасть – преисподнюю, лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока.

"Безумная Грета", Питер Брейгель

После женитьбы в 1563 году на Мейкен Кук, дочери Питера Кука ван Альста, Брейгель переезжает в Брюссель. У них родилось двое сыновей, ставших впоследствии знаменитыми художниками – Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный.

Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров. Среди покровителей художника – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус.

"Зимний пейзаж", Питер Брейгель старший

В 1565 году художник выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено другое мнение, – что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года. Эти произведения занимают в истории искусства исключительное место.

Среди последних произведений художника преобладают мрачные, жесткие картины: «Мизантроп» (1568), «Калеки», (1568), «Похититель гнезд» (1568), и в том числе знаменитые «Слепые» (1568).

"Калеки", Брейгель П.

"Мизантроп", Питер Брейгель

Еще со времен средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого. Такие изображения обозначали "перевернутый мир", в котором все наоборот. И, может быть, Брейгель вернулся к этой теме ранних своих картин.

"Слепые", Питер Брейгель Старший

Есть предположение, что сюжет художнику дала старая евангельская притча: "Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?".  И Брейгель думал о духовной слепоте человека – или о слепом случае, слепой судьбе, управляющей жизнью человека.

Современники Брейгеля были захвачены спорами об истинной вере, рассуждали о том, что тот, кто ее не исповедует, подобен слепому. Может быть, поэтому художник и поместил в картине символ всякой веры – церковь.

Умер Питер Брейгель 9 сентября 1569 года в Брюсселе.



Источник:
«100 великих художников», Самин Д.К.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...