Вооруженные
конные рыцари были краеугольным камнем раннефеодального общества. Они играли
столь большую роль, что Церковь с самого начала благословила рыцарство, и всеми
без исключения признавалось, что «рыцари должны почитаться выше других людей,
за исключением священников».
Со временем рыцарство переросло в особую военную касту, хотя сначала любой рыцарь мог посвятить в рыцари другого человека. Однако в 1119 году, когда для похода на Святую землю был создан орден рыцарей‑тамплиеров, он был поделен на рыцарей, которые носили белые одежды и плащи с красным крестом, и «сержантов», чьи белые плащи контрастировали с их коричневой формой.
Судя по
всему, не существовало никаких строгих правил относительно того, какими
умениями должен обладать рыцарь, чтобы перейти в более высокий рыцарский
ранг. Однако к 1250 году, чтобы стать
членом высшей иерархии ордена тамплиеров, было уже необходимо не только быть
рыцарем, но и «сыном рыцаря или потомком рыцаря по отцовской линии».
Эта попытка
исключить из числа рыцарей людей, не имевших рыцарских корней, предпринималась
не только орденом тамплиеров. Однако она оказалась безуспешной. К XIII веку относится презабавная история о трех рыцарях, которые, желая
начать некую кампанию, для которой им требовался четвертый рыцарь, схватили
проходящего мимо крестьянина, заставили его встать на колени и со словами «Будь
же ты теперь рыцарем!» увлекли его за собой в свое предприятие.
Это
незаконное действие повлекло за собой наказание – крупный штраф, поскольку к
этому времени только король мог посвятить в рыцарское звание человека
нерыцарского происхождения.
Постепенно
сформировалась сложная церемония посвящения в рыцари с соответствующими
символическими обрядами. В XI веке для посвящения было
достаточно, чтобы старейший рыцарь протянул посвященному меч и ладонью нанес
ему удар по лицу и по шее. Затем новоиспеченный рыцарь должен был вскочить на
коня с пикой в руке и метнуть ее в столб или щит, висевший на столбе, чтобы
проявить свое мастерство наездника и воина.
Однако к 1150
году церковь решила ввести военные действия в «правильное русло». Кандидат в
рыцари приносил свой меч священнику, который возлагал его на алтарь, и над
мечом произносились молитвы.
В последующие
века ритуал посвящения в рыцари стала более сложной. У кандидата остригали
волосы, и эта прическа, как тонзура монаха, символизировала его преданность
Богу. Также иногда его окунали в купель и укладывали на постель, что
символизировало чистоту и отдохновение праведного в раю. Надевая одежды трех
цветов – белую, красную и черную – одну на другую, кандидат символизировал
вступление в состояние чистоты, готовности умереть за дело Бога и смиренного
принятия смерти. Вернувшись в свой замок, рыцарь также проходил через церемонию
одевания.
Очень часто в
рыцари посвящали перед или после какого‑то вооруженного конфликта. Филипп
Справедливый вручил знаки рыцарского отличия мяснику за его храбрость в битве
при Монпелье, и это несмотря на настойчивые попытки закрыть доступ в рыцарские
ордена людям недворянского происхождения. Крестьянам было даже запрещено носить
за рыцарем его оружие – меч и пику.
Тем не менее
в одном из стихотворений примерно 1160 года говорится: «О Бог! Как же плохо
поступает доблестный воин, который делает простолюдина рыцарем!» Эти строки
свидетельствуют о том, что крестьяне могли преодолеть пропасть, отделяющую их
от рыцарских привилегий. Общепринятая точка зрения заключалась в том, что слуги
и существовали‑то лишь для удовлетворения потребностей двух высших сословий –
воинов и тех, кто молится.
Источник:
«Европа в Средние века. Быт,
религия, культура», М. Роулинг
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста,
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com,
please
Комментариев нет:
Отправить комментарий