Эпитет
«средневековый» часто неправильно применяют для обозначения чего-то устаревшего,
грязного, неудобного. Это в корне несправедливое мнение об эпохе Средневековья. В те
времена искусство, красота, комфорт и возможность жить в чистоте были доступны
довольно многим (по крайней мере тем, кто принадлежал к верхушке общества).
Купание
было важной частью жизни состоятельных людей, и существует много документальных
свидетельств того, что в средневековых городах существовали общественные бани,
устроенные наподобие древнеримских терм.
Правда,
в Средние века люди обычно не принимали ванну, а просто умывались и мыли руки в
чаше. Такие же чаши можно видеть на живописных полотнах, изображающих купание
младенца Иисуса. У главы дома обычно имелась личная чаша, наполнять которую из
особого кувшина входило в обязанности одного из слуг .
Мытье
рук перед едой считалось особенно важной процедурой, и чем выше был статус
лица, тем тщательнее она исполнялась. Однажды кардинал Уолси посмел окунуть
пальцы в воду, в которой только что омыл руки король. Многие оценили его
поступок как вопиющую дерзость. Пустячная, на первый взгляд, оплошность в итоге
привела кардинала к падению.
Впрочем,
люди Средневековья не ограничивались мытьем рук. Ванна служила не только для
гигиенических целей, но и для ритуального очищения. Воду использовали в обряде
крещения; священники перед служением мессы тщательно мылись, рыцари перед
посвящением принимали ванну.
Особенно
большое значение придавалось омовению при посвящении в рыцари Бани. В 1509
году, накануне коронации Генриха VIII, двадцать шесть претендентов на
рыцарское звание «в доказательство чистоты своих помыслов и намерений»
совершили ритуальное купание в лондонском Тауэре, после чего провели ночное
бдение в замковой часовне.
Как
же проходило «рыцарское купание»? Слуга завешивал бортики деревянной бадьи
простынями, вокруг раскладывал цветы и травы, на дно бадьи помещал кусок ткани,
на которую рыцарь садился. Затем брал в одну руку чашу с горячим травяным
настоем, а в другую – мягкую губку, которой тер тело своего господина.
После
мытья рыцаря обливали розовой водой, помогали ему выбраться из ванны на
«подножную простыню», вытирали чистым полотенцем, надевали на него чулки,
туфли, ночную сорочку и отправляли в постель. Если рыцарю требовалась
«целебная» ванна (например после турнира), в воду добавляли алтей, просвирник,
фенхель, ромашку и болиголов.
Во
дворцах у королей ванны были еще лучше: уже в 1351 году ванна английского короля была оборудована «двумя большими бронзовыми кранами для подачи
горячей и холодной воды». Ванна Генриха VIII во дворце Хэмптон-Корт
размещалась в одной из комнат башни Бейн-Тауэр.
Ее
наполняли из крана, вода в который поступала из источника по пятикилометровой
свинцовой трубе. Сама ванна была деревянная, круглая, как бочка, но высотой
вполовину меньше. Изнутри ее застилали холщовой простыней, чтобы король не
занозил мягкое место.
Итак,
у короля имелась собственная ванная комната и личная ванна, но его подданные в
основном посещали общественные бани. Вернувшиеся с Востока крестоносцы
рассказывали о дарующих наслаждение турецких банях, в которых им довелось
побывать, и уже в 1162 году в одном только лондонском районе Саутуорк открылось
не менее восемнадцати общественных бань.
Многочисленные
общественные бани Лондона были сосредоточены на южном берегу Темзы, в Саутуорке
– районе увеселительных заведений, игорных домов и арен медвежьей травли. Как
только в бане все было готово к приему посетителей: вода согрета, пар напущен, –
на улицу выпускали специально нанятых мальчишек, которые обегали город, громко
созывая клиентов.
В
баню ходили многие, мужчины и женщины мылись вместе. Средневековый человек,
если только род его занятий не предполагал уединения, отличался общительностью
и предпочитал проводить время в компании.
Не все общественные бани были респектабельными заведениями.
Некий благонравный монах, посетивший общественные бани в 1390-е годы, не
скрывал своего возмущения: «В ваннах
сидят голые, с другими голыми, а что творится в темноте, об этом я лучше
умолчу».
В
средневековых песнях и рассказах купание в ванне часто связано с эротикой.
Отважному непоседе сэру Ланселоту разные дамочки, которых он спасал от
неприятностей, частенько предлагали ванну или массаж. Как и его современный
«коллега» Джеймс Бонд, мылся он, как правило, в компании прекрасной
соблазнительницы.
К
XVI веку репутация общественных бань была окончательно и бесповоротно
запятнана, и слово «баня» стала синонимом борделя. На бани часто ссылались во
время средневековых бракоразводных процессов: факт посещения одним из супругов bagnios мог служить доказательством его измены.
Общественная средневековая баня |
Что
же представляла собой средневековая общественная баня? На многочисленных
иллюстрациях мы видим огромное помещение с рядами одноместных ванн или больших,
рассчитанных на нескольких человек, бадей. Воду, надо полагать, грели в печи –
например, расположенной по соседству пекарни.
Сами
ванны для большего комфорта завешивали простынями; кроме того, простыни,
соединенные наверху в виде палатки, превращали все сооружение в индивидуальную
парильню. Раскаленные камни давали дополнительный жар, воду ароматизировали
корицей, лакрицей, тмином и мятой.
В
XII веке Хильдегарда Бингенская предлагала добавлять в воду разные смеси
трав – в зависимости от того, используют ли ее для ополаскивания волос,
обливания камней в парильне, втирания в тело или собственно для принятия ванны.
В парижских общественных банях XIII века сеанс в парильне стоил два денье,
купание в ванне – вдвое дороже.
Пожалуй,
наиболее совершенная для своего времени водопроводная система существовала в
монастырях. Монахи тоже любили мыться, но исключительно в кругу лиц своего пола
и не в горячей, а в аскетически холодной воде. У кентерберийских монахов было пять отстойных резервуаров для очищения воды, которую
использовали для питья, мытья посуды, на кухне, в пекарне, в пивоварне, в доме
для посетителей. Вода также поступала в фонтанчики, струившиеся в чаши для
мытья рук.
Разумеется, в
Средние века далеко не у каждого имелись средства на посещение общественных
бань. Но даже у тех, кто мылся регулярно, одежда из меха, кожи и шерсти редко
бывала такой же чистой, как тело.
В
«Парижском домохозяине» (1392) описаны различные способы избавления от блох:
разбросать по комнате ольховые листья или попытаться поймать насекомых на
кусочки хлеба, намазанные клеем. Особенно трудно было очистить от блох мех,
однако если кишащую паразитами одежду «убрать на дно туго перетянутого ремнями
сундука или в крепко завязанный мешок», то блохи «быстро передохнут».
Источник:
«Английский дом.
Интимная история», Л. Уорсли
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий