В
изобразительном искусстве существует бессчетное количество направлений. Чаще
всего новый стиль возникает на основе уже существующего, и какое-то время они
развиваются параллельно. Например, рококо в живописи Западной Европы
сформировалось на базе помпезного и пышного барокко.
Однако
появление нового стиля, как это нередко случается, вначале было встречено
критически. Рококо обвиняли в отсутствии вкуса, легкомыслии и даже
безнравственности. Тем не менее отрицать его вклад в дальнейшее развитие изобразительного
искусства невозможно.
Рождение нового направления
Во Франции XVII века стало модным украшать парки стилизованными гротами
с лепными украшениями, которые представляли собой раковины с переплетающимися
стеблями растений. Со временем этот декоративный элемент стал доминирующим орнаментальным
мотивом, хотя и претерпел значительные изменения.
К началу
следующего столетия в нем с трудом можно было распознать привычную раковину,
скорее, он напоминал причудливо изогнутый завиток. Поэтому французское слово rocaille приобрело более широкое
значение. Теперь под ним подразумевали не только камень или раковину, но все
вычурное и извивающееся.
Людовик XV унаследовал престол в 1715 г., поэтому стиль рококо в
живописи иногда называют его именем. Действительно, хронологические рамки
правления короля и развития нового стилистического направления совпадают. А
поскольку Франция в начале XVIII в. была бесспорной законодательницей мод,
увлечение рококо вскоре охватило всю Европу.
Особенности стиля
Искусство
барокко, зародившееся в Италии в XVII в., отличалось в первую
очередь величественностью. Однако большого распространения во Франции оно так и не
получило, хотя некоторые его черты можно проследить в стиле рококо. Например,
оба направления декоративны и насыщенны, разница лишь в том, что рокайльная
пышность изящна и расслаблена, а барочная – энергична и напряжена.
Интересно,
что предшествующие стили первоначально возникали в архитектуре, а затем
распространялись в скульптуре, декоре и живописи. С рококо все было наоборот. Это
направление вначале сложилось в оформлении интерьеров аристократических
будуаров и гостиных. Оно оказало влияние на развитие прикладного и
декоративного искусства, практически не затронув архитектуру экстерьеров.
Рококо в
живописи – это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет
места жестоким реалиям, религиозным мотивам, прославлению силы и героизма. На
полотнах запечатлены романтические ухаживания с налетом эротизма на фоне
пасторальных пейзажей. Еще одна характерная особенность стиля – отсутствие ощущения
течения времени.
Идейная основа французского рококо
Гедонизм с
его стремлением к удовольствию, как к высшему благу и смыслу жизни, наряду с
индивидуализмом, стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в
живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах.
Не случайно
любимой аллегорией рококо стал мифический остров Кифера – место, куда устремляются,
ищущие чувственных наслаждений паломники. Этот участок суши посреди Эгейского
моря действительно существует.
Здесь,
согласно древнегреческой мифологии, родилась прекрасная Афродита. Здесь же
сложился культ богини любви, распространившийся впоследствии по всей Греции.
Поклонники Афродиты приезжали на остров, чтобы принести жертвы в святилище,
устроенном в ее честь.
В эпоху
рококо Кифера символизировал рай для влюбленных, которые отправлялись на
воображаемый остров к храму Венеры. Там царствовал изощренный эротизм, вечные
праздники и безделье. На Кифере женщины молоды и прекрасны, а мужчины
исключительно галантны.
Из дворца в частную гостиную
Тенденция к
интимному оформлению интерьера обозначилась уже в начале XVIII в. Аристократические
салоны и будуары частных домов, где главную роль играли женщины, стали центрами
формирования галантной культуры и соответствующих правил поведения.
Целая армия
французских ювелиров, мебельщиков, портных, живописцев и декораторов готова
была удовлетворить любые запросы капризных заказчиц. Моду рококо в первую
очередь диктовала королева Мария Лещинская и фаворитки Людовика XV: графиня Дюбарри и маркиза де Помпадур.
Настенные
плафоны и панно, а также живописные композиции над проемами окон и дверей были
главными видами изобразительного искусства. Теперь, кроме королевского двора и
церковных прелатов, декоративные картины для своих гостиных художникам заказывала
новая аристократия и представители третьего сословия.
Жанры и сюжеты
Несмотря на
новые идеи, рококо в живописи не отвергло полностью традиционные темы,
разрабатывавшиеся в прошлом. Например, продолжали использоваться мифологические
сюжеты, только теперь из всего античного пантеона в основном рисовали амуров и
нимф, а Венера скорее напоминала светскую даму, демонстрирующую прелести
обнаженного тела в пикантной обстановке.
Со временем
появилась пастораль – новый жанр камерной живописи, предназначенный для жилого
интерьера. Пасторальные картины в стиле рококо представляли собой идиллические
сельские пейзажи, на фоне которых пастушки и пастухи в богатых нарядах играют
на свирелях, читают или танцуют. Несмотря на невинные занятия, всю обстановку
окутывает легкий флер эротики.
Пионер галантного стиля
Основоположником
рококо в живописи считается Ватто Жан-Антуан. Художник начинал с подражания
фламандским живописцам, однако со временем нашел истинно свой стиль, изображая
галантные сцены. Для его картин характерна особая художественная глубина, а не
просто изображение праздных аристократов, флиртующих на лоне природе.
Антуан
Ватто написал два полотна на популярный сюжет аллегорического путешествия на
остров влюбленных. Одна из них, «Паломничество на остров Киферу», экспонируется
в Лувре, а другая, – в Берлине во дворце Шарлоттенбург. Обе они представляют
собой яркий образец стиля рококо.
"Паломничество на остров Киферу", Ватто А. |
Театральность,
характерная вообще для искусства XVIII века, в работах Ватто
особенно заметна. Например, в построении композиции («Пастушки», «На Елисейских
полях»). Здесь всегда есть передний план – своеобразная сценическая площадка, а
группы фигур расположены так же, как и в театре.
Многогранное творчество Буше
Разумеется,
Ватто был не единственным художником, работавшем в новом направлении. Франсуа
Буше – другой яркий представитель французского рококо, в чьем творчестве
наиболее полно отразился откровенно фривольный гедонизм, присущий той эпохе. Он выполнял заказы
Людовика XV, маркизы де Помпадур, в
частности знаменитый портрет фаворитки.
"Мадам де Помпадур", Буше Ф. |
Также Буше
создавал декорации для опер, гравюры к книгам Мольера, картоны для гобеленов,
эскизы для севрского фарфора, словом, работал в разных направлениях
изобразительного искусства.
Антуан
Ватто, сам того не подозревая, наложил отпечаток на творчество Буше, который в
юности копировал его рисунки. Позднее Буше изучал технику барокко в Риме, стал
профессором Французской Академии художеств, получил всеевропейскую славу.
Его
творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию,
деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной
парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи.
Представители рококо в живописи
Фрагонар
Жан Оноре, один из крупнейших французских художников XVIII в., создавал полотна с игриво-эротическими мотивами. Таковы
например: «Качели», «Поцелуй украдкой», «Две девушки», «Одалиска» и пр.
"Качели", Фрагонар Ж. |
Его
картины, исполненные чувственной неги, отличаются тонкими светотеневыми
эффектами, легкой живописной манерой, декоративностью колорита. Стиль Фрагонара
со временем менялся. Если в полотне «Задвижка» прослеживается классическая
манера, то в портретах, написанных в 1760-е годы, заметно романтическое
влияние.
Еще одним
видным представителем рокайльной живописи был Николя Ланкре, который многое
сделал для распространения в Европе французского вкуса. Его полотна охотно
покупали Екатерина II, Фридрих II Прусский, не считая частных коллекционеров – почитателей
стиля рококо.
Картины
известных художников той поры сегодня представлены в экспозициях крупнейших музеев
мира. Хотя критики по-разному оценивают эстетику рококо, тем не менее
невозможно отрицать самобытную оригинальность этого стиля, не имеющего
прототипов в истории.
Источник:
Авторская статья на портала fb.ru
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please