Благодаря
обширным епископально-монастырским виноградникам церковь играла важную роль в
сохранении и распространении культуры виноделия в Средние века.
Церковь
имела особый интерес в процветании своих виноградников. Клирикам требовался
постоянный, хотя и скромный, запас вина для совершения таинства Святого
причастия, и наилучшей гарантией от любых неожиданностей было самостоятельное
производство вина.
Во многих
случаях такое решение было непрактичным, поскольку виноградарство требует
значительных трудовых затрат, а в некоторых приходах просто не хватало рабочей
силы для возделывания достаточно большого виноградника, чтобы изготавливать
вино в сколь-либо значительном количестве. Многие церковные виноградники, о
которых нам известно, действительно были очень небольшими. Они давали
достаточно вина для причастия и для собственных нужд церкви, но излишков для
продажи на рынке не оставалось.
В некоторых
религиозных орденах предписывалось ежедневное употребление вина. В монастырях
бенедиктинцев каждому монаху выделяли ежедневный рацион вина, если он не давал
обета воздержания. Это было прагматичной уступкой реальности, поскольку святой
Бенедикт утверждал, что «вино не является напитком для монахов, но, поскольку в
наши дни их трудно убедить в этом, давайте хотя бы согласимся пить умеренно и
не до пресыщения».
На практике
это означало: «...мы верим, что одной эрмины (пинты) вина в день будет достаточно
для каждого человека, но те, кого Господь наделил даром воздержания, должны
знать, что они заслуживают особой награды». В признание лечебных свойств вина
больному монаху разрешалось пить больше с ведома настоятеля. Бенедиктинские
правила также предписывали, что в тех случаях, когда обстоятельства не
позволяют выделять полный рацион вина или же вообще исключают его употребление,
монахи не должны жаловаться.
Количество
монастырских виноградников было довольно значительным. В 814 г. аббатство
Сен-Жермен-де-Пре в окрестностях Парижа владело в общей сложности 20 тысячами
гектаров плодородной земли, из которых 300—400 гектаров были засажены
виноградной лозой. Это был не один большой виноградник, а ряд мелких владений,
разбросанных по сельской местности вдоль берегов Сены и Марны.
Менее
половины виноградников возделывалось самими монахами, а большая часть сдавалась
в аренду жителям, платившим ренту и другие налоги вином. Урожай с виноградников
аббатства составлял от 30 до 40 гектолитров вина на гектар; таким образом,
аббатство ежегодно имело около 640 тысяч литров вина для внутреннего
употребления или на продажу. Не менее важное значение имеет тот факт, что
крестьяне, выращивавшие виноград, сохраняли до 700 тысяч литров вина для
личного употребления или для продажи на рынке.
Церковь
вкладывала средства в развитие виноградников в нескольких регионах, которые
теперь находятся в Германии, Австрии и Швейцарии. Количество винодельческих
деревень в Фульде к северу от Франкфурта увеличилось с 40 до почти 400 в период
с VII но IX века, многочисленные виноградники появились в долине
Рейна и Эльзасе.
Одна из
причин интереса церкви к развитию виноградарства и виноделия заключалась в
сборе церковной подати со всех прихожан. Ежегодную десятину каждый крестьянин выплачивал
натурой, а не деньгами. Ясно, что подать, выплачиваемая бочками вина, гораздо
легче конвертировалась в наличные деньги, чем другие продукты натурального
производства.
Помимо
налогообложения, церковь получала многочисленные дары в виде вина. В VI веке святой Григорий Турский написал о благочестивой
вдове, ежедневно приносившей меру вина в свою церковь. В XI веке граф Роберт Лестерский подарил собору в Вевре
(Франция) 3 мюида вина (800 литров) для проведения праздничной мессы. Вино
происходило с его собственных виноградников.
Некоторые
епископы также имели собственные виноградники. В VI
веке Феликс, епископ Нантский, владел виноградниками в регионе Луары, а другие
епископы проявляли такой энтузиазм по отношению к виноградарству (или,
возможно, употреблению вина), что переезжали в места, более подходящие для
возделывания виноградной лозы.
Григорий из Лангра (впоследствии св. Григорий) переехал в Дижон, где он находился поблизости от бургундских виноградников, а епископ Топгрский переехал в Льеж, в то время как епископ Сент-Квентинский перенес свой престол в Нуайон на реке Ойсе, где существовали благоприятные условия для виноградарства.
Крестьяне
просили архиепископа Зигфрида Майнцкого разрешить им возделывать зерновые
культуры на пустоши в холмах в окрестностях Рудольсхейма, но он настоял на том,
что эта земля должна использоваться только под виноградники. На церковном
соборе в Аахене в 816 г. было принято постановление, что каждый храм должен
иметь определенное количество послушников, живших по монастырским правилам; в
число их обязанностей входило возделывание виноградников.
Мотивы, стоявшие за желанием иметь
виноградники при церквях и монастырях, представляются достаточно ясными, но
площадь виноградников значительно превосходила ритуальные потребности церкви.
Религиозные ордена не только были крупными землевладельцами, имевшими
постоянный доход от своих виноградников, но и выполняли ряд общественных
функций, требовавших обладания большими запасами вина.
Путешественников, которые часто останавливались и отдыхали в монастырях, следовало кормить и обеспечивать вином, а настоятели часто устраивали празднества, на которых к столу подавали вино, кроме того, вино входило в ежедневный рацион монахов и монахинь. Но по нескольким причинам доля церковного вина, использовавшегося для Святого причастия (цель, которая чаще всего ассоциировалась с церковью), была очень незначительной.
Во-первых,
во времена раннего Средневековья христиане редко принимали причастие. Даже если
каждый прихожанин, принимавший причастие, отпивал глоток из кубка, расход вина
все равно был ничтожно малым. Во-вторых, в течение этого периода церковь
ограничивала употребление вина для причастия; теперь его принимал только
священнослужитель, проводивший таинство, а паства довольствовалась хлебом.
Это правило
разрабатывалось и усложнялось на церковных соборах начиная с XI века, и вино для причастия стало доступным для
католической паствы лишь почти через 1000 лет, в 1960-х годах.
Значительное количество вина, используемого церковью, поглощалось клириками в ситуациях, не имевших никакого или почти никакого отношения к религии. Епископы и священнослужители высокого ранга, скорее всего, пили вино каждый день, как и обычные монахи, если при монастыре имелся собственный виноградник. Там, где виноградники были редки, а вино стоило дороже, монахи пили эль и получали вино лишь но особым случаям, в дни церковных праздников.
Источник:
«История вина», Р. Филлипс
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий