«Греческий огонь» остается тайной. Возможно, он был сделан из сырой
нефти, извлекаемой из нефтяных колодцев в Крыму, при смешивании ее со смолой,
но точные пропорции и гидравлический механизм для метания до сих пор не ясны.
Тем не менее некая комбинация веществ стала самым важным оружием в византийском
военном арсенале. Его можно было обрушить на вражеские корабли, вызвав панику и
разрушения.
Греческий огонь |
«Греки начали бросать огонь во все стороны. Русы,
увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в
волнах, нежели сгореть в огне».
Лиутпранд Кремонский. «Антаподосис (Книга
воздаяния), о нападении русов на Константинополь в 941 г.»
В известной иллюстрированной «Хронике» Иоанна
Скилицы механика использования «греческого огня» отчетливо видна. Небольшая
лодка подходит к вражескому судну. Из длинной трубы выплескивается горячая
жидкость. Она горит на воде между двумя кораблями и постепенно охватывает
вражеское судно.
При этом пламя было настолько интенсивным, что
сжигало лодку дотла буквально за секунды. Таким образом, мы можем себе
представить ужас и панику, которую создавал «греческий огонь» в средневековой войне.
Хотя у ученых нет единого мнения относительно
происхождения рисунков, места, где копировался манускрипт, и художников,
рисовавших иллюстрации, 534 рисунка представляются весьма реалистичными и
волнующими. В манускрипте, получившем название «Мадридская рукопись Скилицы», – по библиотеке, где она сейчас хранится, – можно видеть обширную галерею в основном светских
образов: императоры, принимающие или отправляющие посольства, батальные сцены,
осады городов и портреты самых разных личностей.
Греческий огонь, средневековая миниатюра |
«Греческий огонь» предположительно изобрел некто
Каллиник. Он прибыл в Константинополь как раз перед длительной арабской осадой
столицы (674–678) и продемонстрировал свое секретное оружие, чем произвел
большое впечатление.
Оно стало одним из самых совершенных военных
средств, с успехом использовавшихся и в морских сражениях, и при сухопутных
атаках городов, когда жидкий огонь метали через стены. Можно было использовать
и брандеры без команды – следовало только дождаться благоприятного ветра. Так и
было в 1204 г. во время осады Константинополя.
Поскольку способность этого оружия вселять страх в
противника не подвергалась сомнению, в X в.
Константин VII придал ему статус государственной тайны Византии,
которая никогда не должна быть раскрыта посторонним. Такое самомнение в
общем-то было не вполне уместно, поскольку арабы очень быстро создали
собственную версию аналогичного оружия.
Тем не менее в наставлении своему сыну Роману II Константин сообщил, что чужестранцев чаще всего
интересует в Византии три вещи: «греческий огонь», императорские регалии и
императорские невесты. Все это нельзя отдавать, за исключением случая, когда
византийская принцесса может выйти замуж за франка.
На самом деле во многих случаях императорские
регалии доставались чужеземцам, а чтобы обеспечивать выгодные союзы, браки
становились частью внешней политики. Но тайна «греческого огня» так и осталась
нераскрытой.
Источник:
«Византия.
Удивительная жизнь средневековой империи», Херрин Дж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий