пятница, 18 января 2019 г.

Лирика миннезингеров

Средневековое поэтическое наследие во многом стало фундаментом литературы более позднего времени.  В ту эпоху возникли также жанры, соответствовавшие образу жизни, интересам и уровню образования того или иного сословия. Кроме религиозной, развивалась в Средние века и светская литература. К ней относятся рыцарские романы, героический эпос, лирика французских трубадуров и немецких миннезингеров. Это, по мнению ученых, оказало не последнее влияние на всю западноевропейскую культуру.  

Рождение средневековой поэзии

Рыцарские добродетели, кроме романов, прославлялись в песнях, исполняемых рыцарями-поэтами. Во Франции их называли трубадурами (на юге) и труверами (на севере), а в Германии – миннезингерами. Это смягчало грубые нравы, бытовавшие в то эпоху среди аристократии. Известны произведения многих средневековых поэтов: Кретьена де Труа, Бертрана де Борна, Вальтера фон дер Фогельвейде и пр.


Первые трубадуры появились в Окситании приблизительно в конце XI столетия. На их творчество оказала большое влияние арабская культура соседней Андалусии. Слово trovador на староокситанском языке означало «изобретающий, находящий новое». Действительно, первые поэты сами сочиняли песни и музыку к ним, сами же их и исполняли.

О чем пели трубадуры, труверы и миннезингеры

Среди этих средневековых поэтов было немало представителей знати, например, император Генрих VI, король Ричард Львиное Сердце и его прадед герцог Аквитании Гийом. Основной темой произведений рыцарской поэзия была куртуазная любовь к Прекрасной Даме, галантная и возвышенная. Реже поэты в своем творчестве обращались к общественным, военным, антиклерикальным или историческим сюжетам.   

На землях Германии

В северной Франции труверы и миннезингеры в Германии в своих произведениях следовали традициям окситанских трубадуров. Так, приблизительно в середине XII столетия в Швабии, Баварии, Швейцарии и Австрии распространяются любовные песни, сочиненные странствующими поэтами. В них пока не воспевается служение Даме, эти произведения ближе к народной песне. Поэтому женщина представлена в них нежной, верной, нередко страдающей невинно.



Вальмар фон Грестен, Дитмар фон Эйст и Кюренберг – одни из первых миннезингеров, сочиняли именно в таком ключе. Их произведения написаны в художественной форме попарно рифмованных стихов без строф.

«Когда в одной рубашке, бессонная, стою
И вспоминаю статность благородную твою,
Заалеюсь, будто роза, окропленная росой.
И сердце томится по тебе, любимый мой».

Родоначальником же куртуазной немецкой лирики считается Генрих фон Фельдеке, творивший до 1190 г. В его поэзии нашло отражение придворное образование, изящный стиль и утонченные формы стихосложения.

«Блажен, кто никаких грехов
Не числит за собою,
А кто грешить всегда готов,
Тот обделен судьбою.
Кто не плел другим тенёт,
Тот беспечно,
Тот навечно
Счастье в жизни обретет.
Любовь поет, но в свой черед
Скажи чистосердечно,
Что будешь ты за годом год
Служить ей безупречно.
Не плетет она тенет
И беспечно
И навечно
Счастье в жизни обретет.»

Расцвет миннезанга

Придворная рыцарская лирика в Германии получила название миннезанга от старонемецкого слова Minne, что значит «любовь». Герцог Бреславский, маркграф Бранденбургский и некоторые другие представители благородного сословия наряду с простыми рыцарями сочиняли произведения, прославлявшие женщин, изображавшие сословные обычаи и придворную жизнь.

В период своего наивысшего расцвета миннезанг обращался не столько к описанию самой любви, сколько к размышлению о ней. Дело рыцаря – быть вассалом Дамы, смиренно сносить ее капризы, безропотно ожидать ее благосклонности. Все это излагалось исключительно отточенными рифмами со строгим соблюдением количества слогов, что отличало произведения немецких поэтов от сочинений провансальских трубадуров.


У миннезингеров, несмотря на подражательность последним, хорошо заметны и оригинальные черты, присущие германским народам: робость в любви, склонность к рефлексии, порой печальной, пессимистическое отношение к жизни и т. п.

«Что лето мне! Всё жалобы да пени.
Пусть летом жизнь и вправду хороша,
Печать зимы — на этом песнопенье.
По-зимнему болит моя душа.
Люблю, люблю, тоской себя круша,
По-прежнему люблю ее одну.
Принес я в жертву ей мою весну,
Готов я на себя принять вину:
Нет, я любовь мою не прокляну.
Обиды все простит моя душа,
А то себе я был бы лютый враг.
Непостоянством пагубным греша,
Я сам себя лишил желанных благ.
Да, виноват я сам. Да, это так.
Тот, кто рассудку объявил войну,
У горестей окажется в плену.
Наказанный, неужто я дерзну
Бесстыдно отрицать мою вину!»



До нас дошли произведения таких миннезингеров, как Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид фон Нейфен, Штейнмар, Буркхард фон Хоэнфельс, Рейнмар, Рудольф фон Финес, Тангейзер и др. Жили они на территории современной Германии, Австрии и Швейцарии. Однако всех их во многом превосходит Вальтер фон дер Фогельвейде.

Выдающийся представитель немецкой лирики

Вальтер фон дер Фогельвейде – это миннезингер, творивший в эпоху расцвета швабской поэзии. Он родился около 1170 года, в молодости жил при дворе австрийского герцога Леопольда, где и обучился сложению стихов. Хотя Вальтер принадлежал к сословию рыцарей, он не имел собственного земельного владения, лишь на склоне лет император пожаловал ему небольшой лен. Поэтому всю жизнь исполнение собственных произведений служило Вальтеру источником дохода. Во время скитаний он знакомился с бродячими артистами и поэтами (голиардами, шпильманами), чье творчество оказало заметное влияние на его лирику.  


Именно Вальтер фон дер Фогельвейде первым в рыцарской европейской поэзии воспел любовь не к богатой даме, а к девушке из народа. С одной стороны, он, как и прочие миннезингеры, восхваляет весну, любовь и женщин, а с другой – поднимает тему падения немецкого величия, обличает ничтожных правителей и развращенное духовенство. На этом основании многие исследователи отмечают близость его поэзии к народной песне.

«Бог ставит королем, кого захочет он,
И этим я не удивлен.
Но вот попам дивлюсь я много:
Чему они учили весь народ,
То стало все у них совсем наоборот.
Так пусть во имя совести и Бога
Нам растолкуют, что безбожно,
Что истинно, — начистоту!
Ведь мы им верили недаром,
Где ж правда — в новом или в старом?
Коль то правдиво, значит, это ложно:
Два языка не могут быть во рту!»

От заката к возвращению из забытья

Освальда фон Волькенштейна и Гуго Монфортского принято считать последними миннезингерами. Эти поэты жили в конце XIV – начале XV столетия. В их произведениях немало личного: если в молодости они служили дамам, то на закате жизни в стихах прославляли собственных жен, что было совершенно не свойственно поэтам предыдущих эпох.


Хотя поэзия миннезингеров занимает почетное место в истории немецкой культуры, интерес к ней возродился лишь в середине XVIII столетия. С тех пор изучению творчества средневековых поэтов было посвящено немало исследований, изданы сборники их произведений, читая которые, можно убедиться, что многие темы, волновавшие людей столетия назад, и сегодня остаются актуальными.



Источник: 
авторская статья для портала fb.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...