Первые высшие школы в Западной Европе появились в
Италии. Старейшая среди них – Салернская медицинская школа, основание которой
относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела
светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней
была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов
город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа).
Салернская медицинская школа |
По велению императора Священной Римской империи
Фридриха II (1212-1250) ей – единственной в стране – было дано
право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной
запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет.
Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная
врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно
страждущие исцеления и знаний.
Салернская школа оказала большое положительное
влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда
распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской
медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма
«Салернский кодекс здоровья». Ее автор –
Арнольд из Виллановы (1235-1311), прославленный ученый, врач и химик
средневековья, впоследствии – магистр университета в Монпелье.
Арнольд из Виллановы |
Поэма посвящена диететике и предупреждению
болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого
тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В
красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей. Вот каким он видел
сангвиника:
«Каждый сангвиник
всегда весельчак и шутник по натуре,
Падкий до всякой
молвы и внимать неустанно готовый.
Вакх и Венера –
услада ему, и еда, и веселье;
С ними он радости
полон, и речь его сладостно льется.
Склонностью он
обладает к наукам любым и способен.
Чтоб ни случилось,
– но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый; щедрый,
веселый,.смеющийся, румянолицый,
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480
г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.
В Средние века объединения (сообщества) людей одной
профессии (купцов, ремесленников и др.) назывались universitas (лат. совокупность). По аналогии с ними так стали
называть а корпорации преподавателей и учеников – universitas
magistrorurn
et
scolarium. Так появился термин университет.
Преподавание в средневековых университетах носило
догматический характер. Отрецензированные церковью произведения Галена,
Гиппократа и Ибн Сины заучивались наизусть. Практических занятий, как правило,
не было.
Представления студентов о строении человека были
весьма поверхностными. Церковь запрещала «пролитие крови» и вскрытие
человеческих трупов. (Заметим, что в Александрии в эллинистическом Египте еще в
IV в. до н. э. Герофил и Эразистрат проводили
систематические вскрытия умерших и казненных преступников, что положило начало
созданию описательной анатомии.)
Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали
производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с
особого разрешения монархов лишь в XIII-XIV
вв. Так, в 1238 г. Фридрих II
разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет.
В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду
отдавать университету в Монпелье один труп в год.
Университет в Монпелье (Франция) был одним из самых
прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому – обязательная
врачебная практика за пределами города. Так, в 1240 г. студенты арестовывались
только после работы в больнице в течение шести месяцев; в 1309 г. требовалась
уже 8-месячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, о том, что
студенты Монпелье уже в XIII в. посещали
операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя».
Однако в подавляющем большинстве средневековых
университетов хирургия не преподавалась и в число медицинских дисциплин не
входила. Ею занимались банщики, цирюльники и
хирурги, которые университетского образования не имели и в качестве врачей не
признавались. Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения
в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с крестовыми
походами.
Университет в Монпелье, современный вид |
Первый в Западной Европе учебник по анатомии был
составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луцци (1275-1326).
Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов, которые ввиду
крайней редкости этого события производились весьма тщательно, в течение
нескольких недель.
Многое в этой книге заимствовано из труда Галена «О
назначении частей человеческого тела». По учебнику Мондино де Луцци учился
анатомии Андреас Везалий, ставший впоследствии основоположником научной
анатомии.
Одним из выдающихся воспитанников университетов в
Болонье и Монпелье был Ги де Шолиак (ок. 1300-1368). Его компилятивный труд «Обозрение
хирургического искусства медицины» (1363) представляет собой хирургическую
энциклопедию того времени. До XVII столетия он был
наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.
Ги де Шолиак |
Однако в целом средневековая наука и образование в
Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат,
механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыту.
Спор докторов-схоластов, Оноре Домье |
Известный французский карикатурист Оноре Домье
(1808-1879) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый
из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты, –
смерть уносит больного. Средневековая схоластическая медицина Западной Европы
во многих отношениях стояла спиной к больному. Однако со временем накопление
знаний привело к вызреванию объективных предпосылок для развития нового
опытного метода в науке.
Источник:
"История медицины", Сорокина Т. С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий