После
принятия христианства Западной Европой в раннем средневековье в VI-VII вв. на ее
территории появляются монастыри. К периоду развитого Средневековья эти
монастыри начинают отходить от первоначальных апостольских идеалов
христианства.
С XI в.
начинается длительный упадок папства – его власти, влияния, авторитета. В этот период
инициаторами обновления религиозной жизни выступают бенедиктинские монастыри. Главным в этом движении был монастырь в Клюни в Бургундии,
основанный герцогом Аквитанским, который передал его в юрисдикцию папы, тем
самым обеспечив монастырю независимость от притязаний феодалов.
Монастырь в Клюни жил по бенедиктинскому уставу,
написанному Бенедиктом Нурсийским (480–550),
реформатором западноевропейского монашества. Первый монастырь, основанный им –
монастырь Монте-Кассино в Италии – стал центром всего бенедиктинского
монашеского мира.
Бенедикт Нурсийский |
Монастырь
Монте-Кассино, основанный на горе, был в то время самым большим. Помимо
обязательных монастырских помещений, в нем находились обширные скриптории, в
которых занимались переводом и перепиской произведений античных авторов, в
частности Аристотеля. Переводя его сочинения на латинский язык, монахи их
переосмысливали и вносили диктуемые временем и ситуацией необходимые акценты.
При написании устава Бенедикт опирался на правила святых Василия Великого и Кассиана. По уставу монахи не имели права покидать монастырь и
должны были пребывать в нем постоянно. Они обязаны были беспрекословно
повиноваться избранному аббату. В бенедиктинских монастырях строго соблюдалась
общность имущества. Устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание и
труд, причем не только физический, но и умственный (в частности, работа в
скрипториях).
Четко регламентированный и лишенный аскетических
крайностей устав Бенедикта
Нурсийского способствовал
широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе, которые
сыграли значительную не только духовно-религиозную, но и цивилизаторскую роль.
За время своего существования (начиная с VI в.) они
дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов. Из стен этих
монастырей вышло 24 папы и тысячи католических святых.
В VIII-IX вв.
наступает упадок бенедиктинства. Это связано с падением династий Каролингов,
распадом империи и образованием новых государств. Но в X-XI вв. на фоне
общего упадка религиозной жизни в Западной Европе бенедиктинство вновь
переживает подъем. Европа покрывается бенедиктинскими монастырями.
Итак, в X в.
бенедиктинский монастырь в Клюни (Франция) выступил инициатором обновления
религиозной жизни в Западной Европе. В его реформаторскую деятельность
включились бенедиктинские монастыри в других странах Западной Европы.
Монастырь Клюни, реконструкция |
Бенедиктинцы были убеждены, что упадок католицизма,
упадок чистоты религиозной жизни явился следствием обмирщения Церкви и отхода
от исполнения бенедектинского устава. Поэтому они настаивали на возвращении к
строгому соблюдению устава в монастырях.
Вскоре к
бенедиктинскому уставу добавился новый клюнийский устав – «клюнийский обычай».
Бенедиктинские монастыри, вступившие на путь реформ, жили по двойному уставу:
клюнийско-бенедиктинскому.
Клюнийский
устав предписывал постоянную молитву, месса в монастырях не npeкращалась ни
на секунду. Физический труд был запрещен. Одеянием клюнийцев стала черная ряса,
как символ их ухода от мира.
На путях
клюнийской реформы определились три главных вехи, которые изменили монастырско-церковную
жизнь Западной Европы не только того времени, но изменили ее в некоторых
аспектах навсегда.
Клюнийские
реформаторы добились введения целибата для священства. При целибате церковное
имущество не отчуждалось, что способствовало росту богатства Церкви. Они
решительно выступали против симонии. Клюнийцы боролись со светской инвеститурой,
тем самым создавая широкую базу для подъема авторитета католического
вероучения, церковных организаций, папства. Из трех главных пунктов своих
реформ клюнийцам удалось осуществить лишь введение целибата священства.
Монах бенедиктинец |
Реформы,
проводимые клюнийскими монастырями, привлекли к ним огромное число людей, воодушевленных
идеей возврата к евангельским началам. Клюнийское движение стало необычайно
популярным. Среди его сторонников были богатые феодалы, которые одаривали
монастыри землями, крестьянами и другими богатствами. Разбогатевшие монастыри
постепенно сами становились крупными феодалами. Стремление к обновлению
духовной жизни, к монашеским и церковным реформам начинает иссякать. Клюнийские
монастыри сходят с пути реформ.
Источник:
«История
Средних веков», Карева В.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий