суббота, 27 июля 2019 г.

История галеры


Галера — военное весельное судно, появилась где-то около 1000-го года в торговых флотах итальянских городов-республик. Название галера происходит от названия рыбы галеос, которая имела форму шпаги (а у галеры был длинный бушприт, с острием, обшитым блестящей латунью…). В XII веке на галере было два яруса весел — это тоже традиция дромона. По каждому борту располагалось 21 весло. Но двухъярусные галеры в XIII веке сошли со сцены.

Венецианская галера

Начиная с XII века гребцов рассаживали уже не по ярусам, а по рядам. Весло проходило в отверстие специальной боковой балки без уключин. Весла стали располагать не на равных расстояниях друг от друга, а группами, сначала по два весла в группе, потом — по три. На каждой скамейке размещалось по два или три гребца, посредине судна был помост для надзирателей.

Галера, в которой группы составлялись из трех гребцов, называлась триерой и имела по каждому борту 40–44 весла. У ранних галер на корме оставались закругленные металлические острия, а в XIII веке вместо них стали ставить офицерскую каюту.

Первые галеры были одномачтовые, но в XIII веке добавилась еще одна мачта, причем обе они несли огромный латинский парус. Реи этих парусов имели длину почти такую же, как вся галера. Но паруса считались вспомогательным средством передвижения, а главным были весла. Во время сражения паруса свертывали, а рею крепили к палубе цепью.

Генуэская галера, XVI в.

До появления артиллерии главным оружием галеры был заостренный бушприт. Он мощным ударом вспарывал борта вражеских кораблей и ломал их весла. Отношение длины галеры к ее ширине составляло 6:1, так что если длина была 40 метров, то ширина — 6,5 метра, а осадка превышала 2 метра. Руль на ахтерштевене появился только на галерах XV века.

Золотой век галер пришелся на XVI и XVII века, когда их стали украшать золотом и пурпуром, а галерные офицеры набирались из самой знатной аристократии. Сами суда и их весла непрерывно увеличивались в размерах. Но в то же время внутри галеры, в межпалубном пространстве, где сидели прикованные к скамейкам гребцы, условия были адские.

К XVII веку длина галерного весла стала больше 15 метров, а его вес превышал 250 кг. Ни одному человеку не под силу было работать с таким веслом, так что на каждое сажали нескольких. В XV веке — даже по 5 человек, а в XVII веке — по 8. Увеличилась и длина галеры.

Если в XV веке она составляла около 50 метров, при ширине 7,5 метров и осадке от 2,5 до 3 метров, то в XVII веке галера уже достигала в длину 57 метров, в ширину — 6,5 при осадке 2,2 метра. При расхождении отношения длины к ширине порядка 9:1 и при могучих веслах (26 по каждому борту) галеры достигали очень высоких скоростей.

Французская галера, XVIII в.

В XVI веке выделялась галера двухмачтовая: одна мачта в носовой части судна, другая — посредине. В XVII веке добавилась третья мачта, но она оказалась неэффективной. На корме галер той эпохи ставили на полуюте комфортабельную жилую надстройку для командиров и офицеров. На полубаке размещали пушечную батарею, которая, в зависимости от размеров галеры, могла иметь от 3 до 7 пушек, 24- и 36- фунтовые. По бортам ставили легкие пушки.

Крупнейшее морское сражение с участием галер произошло 7 октября 1571 года при Лепанто, когда 250 турецких галер вступили в бой с 210 галерами объединенного флота Венеции, Генуи, Ватикана и Испании. С каждой стороны сражалось по 80 000 человек. Союзный флот вышел победителем в основном благодаря галеасам, которые могли вести огонь через портики обоих бортов.

В XVI веке появились уменьшенные типы галер, а именно галера — четвертинка, или бригантина и полугалера галиот.

Бригантина

Галиот
Галеас — сверхмощная галера, построенная в начале XVI века. Она использовалась как галера вплоть до XVIII века, но из Средиземного моря не выходила никогда. Смысл создания галеаса был в том, чтобы обеспечить навигацию в зимнее время, потому что обычные галеры плавали только летом. Первые галеасы имели 50 метров в длину, а потом уже и 70 и 80 метров. Тридцать весел по каждому борту. Иначе говоря, галеас был задуман как комбинация галеры и галеона — типичный парусник своей эпохи (XVIXVII вв.).

На каждое весло сажали 4–7 гребцов, они работали между палубами, чтобы не мешать ни матросам, ни солдатам. Верхняя палуба несла уже 70 пушек. Тяжелые орудия ставили на круглой площадке носовой части, откуда можно было вести огонь в любом направлении. Галеас был первым парусником, где пушки размещались не на верхней палубе по бортам, а закрывались фальшбортами. На корме галеаса ставили легкие кулеврины.

Галеас

Это оказалось возможным потому, что галеас был очень объемным. Его ширина достигала 16 метров, а экипаж, включая гребцов, матросов и солдат, составлял до 800 человек. Поскольку водоизмещение галеаса было около 1000 тонн, то и осадка его была глубже, чем у галеры.

Средиземноморские галеасы отличились в сражении при Лепанто, но 11 лет спустя они погибли вместе со всей испанской Армадой: англичане разгромили их в Ла-Манше.


Источник:
«Парусники. Малая энциклопедия», Ш. Гуляш

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...