Джорджо
Барбарелли да Кастельфранко родился в 1476 или 1477 году в небольшом городке
Кастельфранко венецианской провинции. О его родителях известно лишь, что они
были самого низкого происхождения.
В конце
восьмидесятых или в начале девяностых годов Джорджоне переехал в Венецию и
поступил в мастерскую крупнейшего художника Венеции того времени – Джованни
Беллини, у которого многому научился. Дальнейшее его творчество в определенной
степени продолжает традиции ясной, полной созерцательного спокойствия и поэзии
живописи Беллини. Здесь же Джорджоне получил прекрасную школу колористического
мастерства.
Джорджоне |
После
окончания обучения долгое время он остается почти неизвестен на родине. В это
время он зарабатывал себе на жизнь, работая в мастерских различных художников и
расписывая щиты и свадебные сундуки. Только в начале нового века Джорджоне
начинает завоевывать в Венеции известность и получает первые большие заказы.
Вероятно, в
1504 году знаменитый кондотьер Туцио Костанцо заказал ему алтарную картину для
капеллы св. Георгия в соборе св. Либерале в Кастельфранко. Известная сегодня
под именем «Мадонна Кастельфранко», она была предназначена для украшения алтаря
церкви. Это предписывало художнику взять традиционную тему композиции, так
называемое «Святое собеседование». Но Джорджоне в целом дает совершенно новое,
непривычное решение темы.
Еще более
отчетливо новые черты творчества Джорджоне сказываются в другой его ранней
картине «Юдифь» (около 1500–1502). Он первым в Венеции стремится воплотить
возвышенный эстетический идеал. Его стройная и нежная Юдифь предстает перед
зрителем как носительница светлого, чистого, прекрасного начала в жизни. Ранний
период творчества Джорджоне завершает одна из самых интересных его картин – так
называемые «Три философа».
"Юдифь", Джорджоне |
|
Весь облик женщины
заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение
куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с
лавром.
"Лаура", Джорджоне |
Около
1507–1508 годов Джорджоне создал картину, которой одной было бы достаточно,
чтобы считать его одним из самых больших художников Возрождения, – свою «Спящую Венеру». Она, так же как и некоторые
мадонны Рафаэля, являет собой высшее выражение той "certa idea" – обобщенного и
прекрасного женского образа. Наряду с наиболее совершенными созданиями
античности «Спящая Венера» Джорджоне остается одним из самых человечных, чистых
и возвышенных образов женской красоты в мировом искусстве.
Последняя
из дошедших до нас картин Джорджоне – «Сельский концерт». Эта картина – как бы
воплощение представления о «золотом веке», о котором мечтали современники
Джорджоне.
В 1510 году
на Венецию обрушилась эпидемия чумы. Одной из жертв ее был Джорджоне, который
погиб осенью 1510 года в расцвете творческих сил. Он положил начало блестящему
расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее
положение в живописи Италии.
Источник:
«100 Великих художников», Самин Д.К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий