Может
показаться, что, в общем, инквизиция использовала те же методы пыток, что и
светские суды – пытку водой, раму и strappado
(дыба). Наиболее отвратительный вариант первого применялся в Испании. Сначала к
языку обвиняемого привязывали кусочек влажной ткани, по которому в рот стекала
тонкая струйка воды. Потом, поскольку человек дышал и сглатывал эту воду, ткань
проникала ему в горло, отчего создавался эффект удушья; когда ее вытаскивали из
горла, она обычно была пропитана кровью.
Пытка на дыбе |
О раме,
возможно, и не стоит говорить – это пытка, довольно известная. К углам рамы
треугольной или прямоугольной формы привязывались запястья и лодыжки человека.
Веревки натягивались на некие приспособления вроде лебедок, и палач начинал
закручивать их, что вызывало вывих суставов и страшные разрывы мышц.
Strappado
считалась наиболее распространенным видом пытки. Она состояла из веревки,
пропущенной через блок, прибитый к потолку. Руки обвиняемого связывали за
спиной, а потом его начинали подтягивать вверх, к потолку, время от времени
резко отпуская, что вызывало сильные вывихи суставов. Палачи иногда
«развлекались» тем, что привязывали к ногам несчастного тяжелый груз.
Разновидность дыбы |
Жестокость всех
этих методов так очевидна, что ее не стоит и комментировать. Даже если принять
на веру позицию средневековых каноников, даже если согласиться с утверждением,
что ересь – большее преступление, чем государственная измена, и что инквизиция
более осторожно и обдуманно, чем светский суд, подходила к использованию пыток,
даже если признать, как это утверждалось, что ересь представляла собой как
социальную, так и общественную угрозу – так вот, даже во всех этих случаях
применение пыток было преступлением, которое потомки считают вечным позором
инквизиции.
Несколько раз
пытку предлагали рассматривать как «суд Божий»; однако следует обратить
внимание на тот факт, что появление пыток почти совпадает по времени с серией
папских постановлений, объявляющих сжигание преступников на костре незаконным. Тем
не менее сомнительно, что светские и церковные трибуналы считали костер и пытки
в чем-то схожими. Возможно, приняв пытки на вооружение, Церковь сознательно
последовала примеру светских судов и римского закона.
Пытка на раме |
Можно с
уверенностью сказать, что пытка никак не могла помочь спасению души еретика.
Предположение, что признание, вырванное у обвиняемого после долгих пыток в
пыточной камере, может каким-то образом вести к его спасению, можно счесть лишь
гротескным и омерзительным, и нормальный человек не станет серьезно относиться
к нему.
Мысль о
применении пыток была куда более обыденной и практичной. Пытки использовались в
первую очередь для получения информации. Одним из условий воссоединения с
Церковью было условие назвать имена всех еретиков, знакомых кающемуся; именно
поэтому утверждалось, что пытка может применяться или только в самых трудных
случаях, или тогда, когда палачи верили в то, что обвиняемый умалчивает что-то
важное.
Пытка водой |
Вообще обо всех
средневековых ересях можно сказать, что они были целыми обществами, а не просто
школами мысли. Именно поэтому интересы Церкви и государства совпадали. Дело
было вовсе не в сопротивлении ошибочной теологии нескольких отдельно взятых
эксцентриков, а в необходимости разрушить высокоразвитое секретное общество,
триумф которого привел бы к разрушению всей цивилизации.
Все вышесказанное,
однако, не оправдывает применения пыток, которое остается темным пятном на
репутации Церкви.
Источник:
«История инквизиции», Мейкок А.
Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий