Это был кусок
пергамента, прикрепленный к крепкой доске и защищенный тонким слоем прозрачного
рога, на котором писали и молитву Господу, и алфавит, и одно-два основных
правила грамматики. После того как ученик осваивал эту весьма элементарную
начальную ступень, роговая книжка переходила его младшему брату.
Религиозные
наставления вдалбливали методом попугая. Кроме того, в круг основных предметов
начальной школы входили чтение, письмо, арифметика и пение. «Грамматика»,
которой учили в средней школе, была предметом широким и включала в себя не
только грамматику и сочинения на родном языке ученика, но также классическую
латынь и литературу.
Родители
мальчика получали регулярные сообщения о его успехах в этом языке, потому что
письма домой ученик обязан был писать на латыни. Необходимость переводить
просьбы об одежде, деньгах и пище на мертвый язык наверняка доводила детишек до
слез. А в университете обучение студента напоминало обучение подмастерья какому-нибудь
ремеслу.
Университетский
курс продолжался семь лет. Пройдя половину его, студент становился бакалавром,
что соответствовало странствующему подмастерью, а становясь в конце обучения
магистром, студент также должен был представить на экзамен свое образцовое
произведение – «шедевр»: прочесть публичную лекцию.
Студенты на лекции в университете |
Образование
женщин очень отставало от мужского, но все же его не игнорировали. Дочерей
аристократов учили дома, причем среди учителей встречались серьезные ученые.
Дочери купцов обучались при женских монастырях, и это образование было не хуже
того, которое получали их братья в монастырских или гильдейских школах.
Никого не
заботило образование девочек из бедных семей. Достаточно, если они научатся
прясть, шить, готовить пищу и вообще вести домашнее хозяйство. Это был суровый,
но закономерный обычай. Большую часть необходимых вещей в доме, которые нынче
покупают за деньги, делали своими руками женщины.
Источник:
«Эпоха
Возрождения. Быт, религия, культура», Чемберлин Э.
Комментариев нет:
Отправить комментарий