В XI веке христианство было распространено по всей Европе, кроме Финляндии и Прибалтики, а также на территории
исламского Востока (Африка, Ближний Восток, Иран и Средняя Азия), где число христиан было весьма существенно.
Во всех европейских государствах,
кроме мусульманской Испании, христианство было господствующей религией. При
этом в западных
областях к XI веку
сложилась система папизма, при которой все без исключения церковные структуры
считались подчиненными папе римскому, а в богослужении
и литературе господствовал латинский
язык.
Схизма 1054 г. |
На Востоке сохранялась традиционная система поместных
церквей — независимых
друг от друга
региональных патриархатов. Те из них, которые признавали семь Вселенских соборов и тяготели к Византийской империи, составляли семью православных церквей, в которую входили главные кафедры: Константинополь
(которому в это время
подчинены Русь, Болгария и Сербия),
Александрия, Антиохия, Иерусалим, Кипр, Грузия.
Ряд
восточных церквей, не принявших
Халкидонский собор, составляли группу антихалкидонитов, или монофизитов
(Армения, копты и эфиопы,
западные сирийцы). Наконец, в Иране и Центральной Азии были сильны позиции так называемой
церкви Востока, признававшей только два первых Вселенских собора, — это восточные сирийцы, или несториане. Во всех восточных церквях в богослужении и книгах
использовались национальные языки.
В начале XI века граница между
латинским и греческим
христианством, тогда еще не делившимся
на католиков
и православных,
но составлявшим
единое церковное пространство, проходила по государствам Восточной Европы:
Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия принадлежали к папской структуре; Болгария и территории будущей Сербии
контролировались Византией и подчинялись
Константинопольскому патриархату в статусе автономной
архиепископии.
Разделение церкви, 1054 г. |
Культурные различия латинского Запада и греческого Востока были впечатляющи. После крушения античного мира в V веке Запад прошел через темные века, которые характеризовались почти полным
упадком цивилизации. Правда, к XI веку Европа уже пришла в себя: повсеместно, особенно в торговых городах Италии и Франции, заметен рост богатства и культуры.
Византия тоже не избежала эпохи упадка: особенно тяжело империя
перенесла арабские завоевания. С VII века империя живет в режиме перманентной войны, обычно на нескольких фронтах. Государство сильно
милитаризовано, у власти стоят в основном военные. Но с IX века начинается довольно бурный «македонский ренессанс»: возрождается
образование, наука, искусство. В XI веке Византия — общество с высоким уровнем грамотности, при дворе немало
интеллектуалов, даже монахи бравируют знанием тонкостей античной философии,
поэзии, риторики.
Различия между церквями Запада и Востока были всегда, но в прежние времена они не заходили далее несущественных особенностей. И только обрядовая унификация, протекавшая на Западе вокруг Рима, а на Востоке — вокруг Константинополя, привела к резкой поляризации латинской и греческой традиции.
Впервые вопрос ребром поставили болгары: решив принять крещение в середине IX века, они обнаружили, что христиане Востока и Запада имеют очень разные церковные обычаи, и со свойственной варварам простотой потребовали пояснить, какие из них «правильные». Уже тогда Рим и Константинополь были на грани раскола, но дело удалось уладить.
Часть западных христиан, в основном жители Франкской империи, читали главный
вероучительный текст — Символ веры. Если в классическом варианте, принятом на II Вселенском соборе, стояло: «И в Духа Святаго, иже Отца исходящаго», то у них было: «И в Духа Святаго, иже Отца и Сына (Filioque) исходящаго». Когда и почему появилось это Filioque, неясно до сих пор. Но если в IX веке его не признавали даже в Риме, то в XI веке оно, очевидно, через пап-германцев проникло в официальный папский церемониал. А это уже серьезно, ведь речь идет о догматическом новшестве, об искажении Символа веры, изменение которого
строжайше запрещено.
Другим важным отличием, известным уже в IX веке и ставшим особенно заметным в XI веке, стало безбрачие духовенства. Если на Востоке безбрачие требовалось только от епископов, то на Западе издавна считался неприличным брак любого
клирика. В XI веке в ходе борьбы за чистоту рядов духовенства этот вопрос встал на Западе особенно остро: все женатые священники — а таких оказалось немало — были объявлены еретиками-николаитами, и к концу века таковых уже не осталось. Византийцы крайне скептически относились
к подобной норме.
Наконец, в XI веке выяснилось еще одно существенное различие в обрядах Востока и Запада: если греки использовали для причастия
обычный, заквашенный хлеб, то латиняне употребляли хлеб без закваски — опресноки.
Католическое причастие |
Были и другие мелкие различия, которые старательно фиксировались греками в так называемых списках латинских вин: бритье бород священниками (греки
носили бороды), сидение и разговоры во время литургии.
Латиняне видели главное преступление греков в том, что они не признают папу римского единственным наместником
Бога на земле и главой всей церкви. Все остальные мелочи были лишь следствием такого
«неподобающего непослушания».
Разногласия между Римом и Константинополем, как и между другими церквями, бывали нередким явлением уже в древности, но впервые завершились разрывом литургического общения
(схизмой) во второй половине V века. Тогда вопрос был улажен с помощью императора. Второй «раунд» разногласий пришелся на VI век, когда в Константинополе появилась ересь монофелитства. Третий
период обострений пришелся на эпоху иконоборчества. Во всех этих случаях Рим, отстаивавший традицию, побеждал.
Уже в начале XI века в ходе острой борьбы за влияние в Италии Византия перестала признавать римских пап,
ставившихся то германскими императорами, то итальянскими магнатами. Аналогично поступали и в Риме. Это была еще не схизма, но отношения церквей уже были испорчены.
Конфликт 1054 года любопытен тем, что в то время Рим и Византия были союзниками и выступали единым фронтом против нормандских бандитов в Южной Италии. Посольство Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом демонстративно заверило
императора Константина IX Мономаха в своем почтении и признало православие как самого государя, так и жителей Константинополя.
Папа Лев IX |
Но с патриархом Михаилом Керуларием посланцы сразу же вступили в острый конфликт. Михаил был влиятельным и властным аристократом, его побаивался сам император. Когда разгорелся
конфликт с латинянами из-за опресноков, он не поспешил пойти навстречу требованиям папы,
выражавшимся нередко в наивно-грубой форме.
Но и Гумберт со спутниками действовал крайне агрессивно. Он составил письменное обвинение Михаила Керулария в целом ряде ересей, большей частью выдуманных или нелепых, предал патриарха
и его сторонников анафеме и подбросил эту записку в алтарь Святой Софии во время литургии. Когда записку нашли и прочитали, никто не мог поверить, что подобный бред написали почтенные
прелаты, которые к тому времени успели уплыть домой, и поначалу во всем обвинили переводчика.
Собор под председательством Михаила Керулария, в свою очередь, объявил анафему Гумберту и двум его спутникам. «Великая схизма» протекала как частный спор и вылилась в осуждение отдельных лиц. Но это была лишь вершина айсберга. По сути, латинский Запад и греческий Восток уже давно шли разными курсами, и разрыв между ними был вопросом времени.
Михаил Керуларий |
Крестовые походы, начинавшиеся как военная помощь византийцам, лишь подлили
масла в огонь взаимного отчуждения греков и латинян. Интенсивные контакты элит Европы и Византии выявили пропасть в их мировоззрении и системах ценностей. Византийцы видели во «франках» наглых и агрессивных варваров, а западные рыцари не скрывали своего презрения к напыщенным и самолюбивым, но трусливым и коварным грекам. В остальной Европе конфликт Рима и Константинополя заметили далеко не сразу. В некоторых регионах, например в Скандинавии, о нем не ведали многие века.
Крестоносцы в Константинополе |
Прошли века. Взаимные анафемы 1054 года были торжественно сняты папой
Павлом VI и константинопольским патриархом Афинагором в 1965 году.
Снята острота с таких традиционно спорных тем, как Filioque и опресноки. Никого уже не смущает наличие или отсутствие бороды, безбрачие
или семейность духовенства, формы литургий и обрядов.
Но главный корень расхождений — католическое учение о безусловном примате папы в церкви и его догматической и канонической непогрешимости — остается по сей день главным препятствием для нормализации
межцерковных отношений.
«Раскол церкви: католичество и православие», П.
Кузенков
Комментариев нет:
Отправить комментарий