В Средние века католическая
церковь имела почти неограниченную власть. Однако к XIV в. в богатых
итальянских городах стали пробиваться ростки свободомыслия, и культура Европы
изменилась. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории человечества,
хронологические рамки которой условно можно определить как начало XIV – последняя
четверть XVI в. В Англии и Испании Возрождение захватывает первые десятилетия XVII века.
В основе новой культурной
парадигмы лежала философия гуманизма – общественно-философского движения,
которое рассматривало человека, его личность, его свободу, его активную,
созидающую деятельность как высшую ценность. В городах появились светские
центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
В поисках идеала философы, литераторы, художники и архитекторы обратились ко
временам античности, когда человек был «мерой всех вещей».
Зодчие эпохи Возрождения
исповедовали принципы античной архитектуры: соблюдение пропорций, использование
ордерной системы. Вместе с этим были разработаны концепции планировки
идеального города, а также новые типы зданий, соединяющие черты античных и
позднеготических построек.
Архитектура раннего Ренессанса
связана с именем выдающегося архитектора Филиппе Брунеллески (1377–1446 гг.).
Он родился во Флоренции и посвятил свою жизнь родному городу. Творческая
карьера Брунеллески началась с постройки купола собора Санта-Мария дель Фьоре.
Громадный купол диаметром 42 м пересекали мраморные ребра, и он был покрыт
красной черепицей. Эта конструкция имела двойную оболочку: внешняя опиралась на
каркас, а внутреннюю поддерживали столбы, окружавшие подкупольное пространство.
Санта-Мария-дель-Фьоре |
Творчество Брунеллески
демонстрирует основные особенности архитектуры Ренессанса. В 1430–1443 гг. он
строит капеллу Пацци при церкви Санта-Кроче. Это прямоугольное здание с шестью
коринфскими колоннами на фасаде увенчано сферическим куполом. Внутреннее
пространство сбалансировано ордерной системой. Капелла Пацци обладает античной
простотой, ясностью и гармонией.
Капелла Пацци |
Точно неизвестно, но,
возможно, именно Брунеллески начал в 1440 г. строительство палаццо
Питти. Новаторская техника каменной кладки – из громадных, грубо отесанных
каменных блоков – получила название рустика. Шероховатая фактура каменных
блоков гармонирует с архитектурными формами и дополняет их. Окна-порталы удачно
завершают ансамбль.
Многие ценители архитектуры
вспомнят личность Леона Баттисты Альберти, родившегося в 1404 г. и ушедшего в
иной мир в 1472-м. Он был не только архитектором, но и писателем, художником,
математиком, скульптором. Именно его перу принадлежат научные трактаты,
посвященные искусству, – «О статуе», «О зодчестве».
Санта-Мария-Новелла, архитектор Альберти |
Гений Альберти проявился в
новой трактовке римского наследия в архитектуре. Он первым ввел колонны и
коллонады в фасад палаццо, чтобы подчеркнуть масштабы постройки. Зодчий выделял
несущие и несомые элементы фасада, умел органично вписать здание в окружающую
среду.
В эту же эпоху создается одно
из самых знаменитых сооружений Европы – римский собор Святого Петра. Решающая
роль в его создании принадлежала Микеланджело Буонаротти (1475–1564). Именно он
задумал и воплотил центрическую схему собора.
Собор Святого Петра |
В испанской архитектуре в
эпоху Ренессанса возник новый архитектурный стиль, который получил свое
название из-за особенностей декоративного оформления зданий, тонкой проработки
деталей декора – платереско, или буквально «ювелирный».
В основном в этом стиле
оформлялись фасады, другие элементы зданий проектировались и воплощались
по-старинке – в готике. Испанский Ренессанс наиболее ярко воплотился в постройках
Андалусии и Гранады. В Гранаде идеи Возрождения чувствовались острее, чем
где-либо еще, исключая, конечно, Италию.
Эскориал |
Вспышка, породившая столь
радикальные изменения в художественной культуре средневековой Испании, была
вызвана тем, что, с одной стороны, в страну потекло «золото Эльдорадо» из
заокеанских владений короны, и больше всего проходило его через порты Южного
побережья, и с другой стороны – тем, что именно Гранада стала символом победы
над маврами. Король Испании Карл V, который правил в начале XIV в., построил
в парке Альгамбры дворец в стиле Ренессанса.
Но самый известный памятник
испанского Возрождения – это, конечно, Эскориал. Он был построен во второй
половине XVI в. королем Филиппом ІІ. Комплекс Эскориала состоит из дворцов,
библиотеки, госпиталя, семинарии, монастыря и королевской усыпальницы. Четыре
угловые башни и собор Св. Лаврентия (отдаленно напоминающий собор Св. Петра)
типичны для тогдашней испанской архитектуры. Здания построены из серого гранита
и выдержаны в строгом стиле. Это дворец-крепость, призванный подчеркнуть
несокрушимость Испанского королевства и мощь короля.
Сан-Лоренсо |
Дворцовый собор Сан-Лоренсо – композиционный центр Эскориала. Внутреннее пространство собора декорировано с
преобладанием элементов дорического ордера. Фрески свода созданы итальянскими
художниками той эпохи.
Источник:
«Архитектурные стили», Згурская М. П., Лавриненко
Н. Е.
Комментариев нет:
Отправить комментарий