вторник, 18 августа 2020 г.

Главные особенности романского стиля


Уже в эпоху Карла Великого в Германии начинает формироваться романская базилика. Именно в этих религиозных центрах и будут исполняться замечательные григорианские хоралы и многоголосые органумы. Слияние в единое целое архитектуры и музыки создало блестящий симбиоз искусств романского стиля. В основе романской церкви лежит план древнехристианской базилики. Однако новое архитектурное решение отличается от своих предшественников, прежде всего, более органичными формами и желанием более логичной проработки как деталей, так и всего здания.

Базилика св. Годехарда, Хильдесгейм, Германия

Большое значение приобретает поперечный неф – трансепт. Акцент придается хорам, где должно располагаться духовенство. Они высоко поднимаются в пределах абсиды над уровнем ее пола и, как следствие, в подвале церкви под полом абсиды возникает пространство, которое занимается подземной церковью, называемой криптой.

Одним из прекрасных памятников архитектуры XII века является храм св. Годехарда в Хильдесгейме. Это ясный по форме, полный конструктивной и композиционной логики представитель романской базилики. Традиционность планировочного решения с центральным и боковыми нефами, с поперечным трансептом и абсидами отчетливо читается во внешнем облике сооружения. Их формы четки и не расплывчаты. Стена представляется единой прочной опорой всего сооружения.

Неф базилики св. Годехарда

В романском храме главной является его боковая сторона с цельной мало расчлененной стеной. Поэтому в противовес привычному представлению о том, что вход должен находиться на узкой стороне церкви, в романском храме портал главного входа размещен на боковой стене. Боковая стена при ее большой протяженности и малой расчлененности в наибольшей степени отражает стремление к целостности романской постройки.

Базилика Сан Микеле Маджоре, Павия, Италия

Торцовая стена мало привлекает строителя и он оставляет ее без каких-либо элементов. Портал основного входа размещен очень деликатно. Он имеет небольшие размеры и серию архивольтов (арок входа), уходящих исключительно вглубь стены, тем самым не разрушая обобщенность ее поверхности. Поскольку архивольты сужаются вглубь, то складывается впечатление эффекта вовлечения входящего внутрь здания. Создается ощущение полной гармонической соподчиненности всех частей и элементов сооружения, которая предопределена тектонической необходимостью.

Аббатство св. Доминго де Силас, Бургос, Испания

Таким образом, легко сопоставить романский храм и более ранние постройки. Очевидно, что древнехристианские традиции создали структуру романского храма. То же соответствие между внутренним содержанием и внешним обликом в постройке. Нигде и никакие элементы не нарушают общей целостности, но исключительно поддерживают основную идею. Гармония и органичность здания являются отличительными чертами стиля, создавшего такой благородный организм едва ли не впервые после дорического храма.

Капители в аббатстве Сан Хуан де ла Пення, Испания

Романский стиль как никакой другой, разве что дорический, учит нас логичному, простому и ясному языку архитектуры, единству целого и тонкости в решениях деталей. Естественно и то, что этот стиль отвергает и свободную пластику, и станковую живопись, которые могли бы разрушить его идеологическую целостность. Пластику, которая в первую очередь представлена плоским барельефом, применяют только как украшение. Ей украшают капители колонн, стены и порталы. Причем, применяют ее крайне сдержанно.

Церковь Сен-Бенин, Франция

Живопись также испытывает вполне конкретные ограничения. Живописное произведение не должно разрушить плоскость стены, ей отдается верхняя часть стены в среднем нефе или плоскость потолка. Это определяет ее линейный характер. Любая попытка пространственной глубины вошла бы вразрез с основной идеей стиля.
  
В это же время в результате распространения монастырского книгоиздания потребовалось украшение рукописей. Здесь живопись находит широкую сферу своего приложения. Однако и в книге от нее требуется все то же. Невозможно рисунком разрушить плоскость страницы. Поэтому в книге расцветает искусство живописного орнамента. Переход к линейности рисунка после античных традиций на первый взгляд отбрасывает искусство несколько назад. Однако соподчиненность главной идее делает его неотъемлемой частью стиля. И к X веку переход к искусству линейного рисунка совершается полностью и в живопись проникает оцепенелость. Орнамент превалирует во всем. Одновременно вырабатываются канонические типы изображения фигур, лиц, положений тела и т. д. К XII веку процесс завершается полностью.

Потолок церкви св. Михаила в Хильдесгейме, Германия

На потолке церкви св. Михаила в Гильдесгейме есть роспись, посвященная изображению библейского грехопадения. Роспись принадлежит мастеру XII века Ратману. Эта роспись рассказывает о библейском сюжете грехопадения с передачей плода. Традиции стиля соблюдены полностью. Лица и позы имеют абсолютно отрешенный характер, нет ни малейшего намека на чувственное волнение действующих лиц.

Замок Алькасар, Сеговия, Испания

Невозможно обойти вниманием и светскую архитектуру романского периода. Она в значительной мере представлена строительством крепостей. Время романской культуры – это время феодальной раздробленности, время бесконечных распрей феодалов за свои владения, время междоусобиц и войн. Поэтому крепость служила и местом обитания семьи феодала и его непосредственных слуг, и фортификационным сооружением.

Замок Рочестер, Великобритания

И, как следствие, крепости преимущественно строились на высоких утесах. Используя естественный рельеф, легче было придать крепости неприступный вид. И гражданское население возводило крепости с таким же искусством и художественной выразительностью, как и церкви. Крепость являлась единым целым с утесом, на котором ее возводили. Она как бы вырастала из него, представляя собой единый организм с природной основой.

Замок Кведлинбург, Германия

Замками-крепостями была усеяна практически вся территория Европы. Такие замки, как замок Кведлинбург или Карлштейн близ Праги, являют собой яркий пример такого строительства. Они всецело объединены со своей скалой и парят над городом как мощные укрепления, создавая ощущение огромной силы. Общий облик замка – крепости вполне отвечает духу романского стиля. Позднее замки разрастались и превращались в небольшие городские образования со своим храмом и даже ратушью. В таких образованиях облик самого замка сливался в единое целое с романским храмом. Та же мощь, те же простые и лаконичные приемы декора, та же естественность в предназначении всех частей. Сам романский храм своим обликом не уступает замку с его фортификационным предназначением.
   
Донжон романского замка в разрезе


Однако уже к концу XII века Франция заложит предпосылки к формированию нового стиля, который получит название готического.



Источник:
 «История искусств», Забалуева Т. Р.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...