Французское слово farce происходит от латинского farsus — «начинка», «фарш». Название пошло предположительно от того, что фарсы часто использовали как вставные сценки в мистериях (длинных религиозных представлениях по случаю праздников).
Средневековый фарс |
Что вообще такое фарс? Если говорить коротко и по сути —
это постановка анекдота. Иногда короткая сценка, иногда настоящая мини-пьеса,
но суть не меняется — это сыгранная на сцене забавная бытовая история. Причем в
ней могло что-то высмеиваться и даже иметься ненавязчивая мораль, а могло все
строиться просто на игре слов. Правило у фарсов было всего одно — чтобы было
смешно. Как и анекдоты, фарсы бывали остроумные и грубые, изящные и жестокие,
гениальные и попросту тупые.
Герои фарсов — сами горожане. В какой-то степени это
лучший источник, по которому можно понять, кто жил в средневековом городе, и
какие между разными классами, профессиями и группами были отношения. Тем более
что фарсы, разумеется, показывали не конкретных людей, а сильно обобщенные
образы.
Например, в
средневековом фарсе были типичные купцы, лекари, адвокаты, мошенники,
ремесленники, крестьяне и т. д. Фарсы можно даже условно
разделить на группы или циклы: о глупых мужьях, о сварливых женах, о
мошенниках, о пройдохах-адвокатах, о псевдоученых и т. п.
Причем фарс, даже если в нем была мораль, существовал
вовсе не ради этой морали. Цель фарса — не научить чему-то и даже не высмеять,
а просто показать, как это смешно. Можно сказать, что фарсы искали позитив в
любых ситуациях и предлагали не плакать над ними, а смеяться.
Появился фарс где-то на рубеже XII–XIII веков, но к сожалению, самые
ранние фарсы до нас не дошли. Что поделать, они, как и большая часть народной
литературы, существовали только в устном варианте. Записывать их начали только
в XV веке. Но скорее всего менялись
они мало.
Фарс «Лохань» — это история о покладистом Жакимо,
которого жена и теща совсем заездили — свалили на него всю домашнюю работу.
Уборка, стирка, готовка, покупки, уход за детьми и т. д. — это все его. Составили даже
целый реестр дел, которые он обязан делать. Причем за то, что он послушно все
это выполняет, от сварливых баб ему достаются не похвалы, а сплошные
ругательства, попреки и даже рукоприкладство.
Фарс "Лохань" в современной постановке |
Но справедливость восстанавливается — сварливая жена
падает в глубокую лохань с бельем, просит мужа помочь ей, но тот зачитывает ей
список своих обязанностей и указывает, что среди них нет обязанности ее
вытаскивать. В итоге он ее, конечно, вытаскивает, но только после того, как она
дает обещание делать домашние дела сама.
Рассматривать эту историю можно как угодно. Можно
вспомнить о том, что все эти тяжелые дела выполняли женщины и не жаловались. Но
с другой стороны — герой взял на себя традиционно женские обязанности, но при
этом мужские с него никто не снимал. И за свою двойную нагрузку он
благодарности не получал. А главное — он вроде как мужчина, хозяин в доме,
господин и повелитель супруги, однако она едет на нем как хочет, и выбраться
из-под ее каблука ему удается только благодаря случаю и хитрости.
Фарс «Бедный Жуан» — это довольно нетипичная история,
потому что она о любви. Жена Жуана не злая или сварливая, она просто
кокетливая, слегка ветреная и легкомысленная, капризная, но при этом
чрезвычайно очаровательная. И Жуан «бедный» не потому, что его жена
интересуется только собой и нарядами, а потому, что она недостаточно
интересуется им, тогда как он в нее безумно влюблен. Он страдает от ее
равнодушия, ревнует, обижается и при этом невероятно счастлив от каждого знака
ее внимания. Все это обыгрывается с юмором и легкой насмешкой.
Общее у этих двух таких разных фарсов то, что в них
обыгрывается сходная ситуация — состоятельный горожанин попадает под каблук
жены. Но насколько разные у них причины и насколько интересную и разноплановую
картину семейных отношений в средневековом городе они дают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий