понедельник, 28 декабря 2020 г.

Процессии самобичевателей: от аскетизма до эротизма

Особым феноменом Средневековья стал флагеллантизм - самобичевание, форма аскетического раскаяния и умерщвления плоти. Люди все больше верят, что только нападением на собственное тело они смогут умилостивить разгневанного Бога.

Средневековые флагелланты

С XII до XV века по Западной Европе двигались целые процессии бичевателей. Публичным истязанием собственного тела они надеялись добиться отпущения грехов. Получив поначалу одобрение папы, епископов и отцов Церкви, подстрекаемые безмерной волей к покаянию, они идут целыми толпами: мужчины и женщины всех сословий, во главе со священниками, несущими кресты и флаги. Даже в самую суровую зиму они обнажены до пояса, чтобы под стоны и вздохи беспрепятственно терзать себя до крови.

Процессия бичевателей

Шествия самобичевателей учащаются во время крупных эпидемий: садо-мазохистские зрелища были спутниками грозной чумы, жертвой которой в середине XIV века пала треть европейского населения. Рецидивы таких экстремальных способов покаяния регулярно возникают и после эпидемий, а значит — условия духовной дезориентации и политической нестабильности остаются благоприятными для их существования.

Поначалу шествия хлыстов наверняка задумывались как чисто религиозные. В больших и поначалу хорошо организованных процессиях они шествуют попарно, следуя при этом строгому ритуалу: молитвы, песни и бичевания сменяют друг друга. Проходя через деревни и города, люди поют покаянные гимны и стараются превзойти друг друга в самоистязании. И это зрелище возбуждает.

Кто хочет идти среди хлыстов, тот принимает на себя обет, что будет бичевать себя тридцать три с половиной дня — в память о том, что земная жизнь Христа длилась именно столько лет. Во время процессий он следует строгому ритуалу и слушается мастера. Он хлещет себя два раза в день у всех на виду и один раз ночью. По окончании паломничества он дает обещание всю ставшуюся жизнь бичевать себя каждую страстную пятницу.

Важнейший реквизит кровавых зрелищ — флагеллум, то есть бич. В хронике Генриха фон Херфорда содержится следующее жуткое описание: 

«Бич представлял собой палку с тремя плетьми, снабженными крупными узлами. Сквозь эти узлы насквозь проходили железные шипы, острые, как гвозди, длиной с пшеничное зерно или чуть больше. Такими плетками стегали себя по голому телу, так что оно распухало и синело. Кровь стекала вниз, и брызги ее покрывали стены церквей, где происходило бичевание. Железные шипы иногда так глубоко вонзались в плоть, что вытащить их можно было только со второй попытки».

Однако со временем это покаянный спектакль теряет свой изначальный смысл. Подобно тому, как идеализм Крестовых походов в конце концов превратился в меркантильное предприятие, массовая демонстрация покаяния становится эротическим представлением.

Тот факт, что ряды самобичевателей пополнялись не только мужчинами, но в первую очередь женщинами, жаждущими покаяния, мог существенно усиливать эротический характер шествия обнаженных или полуобнаженных людей, и со временем эти процессии приобретают дурную славу, связанную с проституцией и сводничеством. Вскоре образуются союзы хлыстов, которые организуют тайные собрания, где бичевание — лишь зачин для последующей оргии.


Церковная реакция на это была соответствующей. Если поначалу прелаты потворствовали массовому безумию, означавшему страстное стремление покаяться, то потом у них открылись глаза на то, что хлысты игнорируют церковный порядок покаяния, заменив христианское таинство бичом. Отпущение грехов при этом происходит не через священника, а путем раскаяния в общине, что эквивалентно экспроприации церковной власти, поскольку духовенство теряет свою функцию посредника, хлопочущего за обретение небесного блаженства.

Так хлыстов объявляют еретиками. Церковное противодействие достигает своей кульминации под властью папы Климента IV, который в 1349 году своей буллой запрещает процессии самобичевателей под страхом отлучения. Когда в 1399 году поход хлыстов направляется из Германии в Рим, папа Бонифаций IX велит казнить его предводителя. После этого хлысты уходят в подполье. Теперь, когда чума отступила, они превратились в противников церковных властей и еретиков.

Папа Климент IV

Папский запрет объявляет хлыстов еретиками, однако их способ покаяния становится составной частью церковной (и прежде всего монастырской) практики, где самобичевание продержится еще сотни лет. Отшельники, монахи и монашки угощают сами себя или друг друга кнутом и розгами в твердой уверенности, что тем самым изгоняют дьявола. Большинство монастырей применяют в качестве наказания для монаха, которого застали «одного за дружеской беседой с женщиной», на выбор двухдневный пост или двести плетей, а поскольку большинство монастырских братьев высоко ценили пищу и вино, они, разумеется, выбирали плети.

В раннюю эпоху христианства удары приходились по лопаткам, но потом укоренилось мнение, что наказуемый таким образом может получить серьезные травмы. Теперь бичевали нижние части тела, что существенно увеличило удовольствие как исполнителя наказания, так и наказуемого — особенно если жертвой была красивая молодая женщина, а карателем — сладострастный священник.

Биографии святых полны историй о том, как благочестивые мужчины подвергались натиску похотливых женщин (естественно, безрезультатно), — после чего красивых грешниц подвергали телесному наказанию. К примеру, святой Эдмунд, при жизни архиепископ Кентерберийский, в студенческие годы натерпелся от одной чрезвычайно красивой женщины, которая навязывала ему свои прелести. Не в силах устоять перед соблазном, он впускает ее в свою комнату, где раздевает донага и хлещет плеткой до тех пор, пока все ее тело не покрывается кровавыми полосами, — такой была излюбленная сексуальная фантазия тогдашних священников.

Несмотря на призывы отказаться от телесных наказаний, бичевание не теряло популярности. Одна средневековая гравюра показывает настоятельницу монастыря, которая березовым прутом охаживает голый зад епископа, — судя по выражению их лиц, оба получают от этого изрядное удовольствие. Есть свидетельства, что Тереза Авильская в равной степени наслаждалась, мучая других и сама подвергаясь бичеванию.

 

 

Источник:

«Любовь и SEX в Средние века», Бальхаус. А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...