Суть врачевания инков сводилась к эмпирическим процессам и магической практике. Они объясняли болезни двумя причинами. Первой было проникновение в человека некой инородной сущности, от которой исходила сверхчеловеческая сила. Подобное проникновение обычно считалось наказанием, наложенным на заболевшего каким-то божеством за некий проступок, нечестивость, допущенную по отношению к данному божеству небрежность или нарушение какого-либо запрета самим больным либо кем-то из его близких.
Мачу Пикчу |
Больной не обязательно осознавал совершенный им или кем-то из родственников проступок, так что распознать его входило в задачу знахаря. Как только ставился диагноз, болезнь можно было изгнать различными способами. Например, «высосав» боль из тела. Лекарь предъявлял затем больному какой-то предмет или камень, якобы извлеченный из его тела и конкретизировавший заболевание.
Иногда для «поглощения» болезни и освобождения от нее больного пациента натирали живой морской свинкой. Однако не все болезни являлись следствием той или иной оплошности. Нередко инки винили в случившемся умерших, которые считали очень опасными и способными заражать живых.
Гадание по листьям коки практикуется и сегодня |
Также человек мог заболеть по причине потери души, которую теперь удерживала в особом месте некая сверхъестественная сила. Целителю предстояло вернуть душу в тело пациента, иначе того бы ждала неотвратимая смерть. Симптомами потери души могли быть необъяснимое исхудание, жар, тошнота, рвота, диарея, астения или бессонница.
Зачастую одним из способов установления диагноза являлось гадание: знахарь делал заключение, исходя из того положения, которое принимали листочки коки, коим он позволял упасть на какой-либо отрез ткани.
Медицина инков основывалась в том числе и на исключительно богатой фармакологии и прекрасном знании анатомии. Местным целителям было известно множество обезболивающих и кровоостанавливающих средств, растительных и минеральных субстанций, обладавших умеренным антисептическим свойством.
Судя по всему, инки обладали и глубокими хирургическими познаниями. Они практиковали трепанацию черепа; извлекали инородные тела при помощи бронзовых щипцов; накладывали на раны нечто вроде марлевых повязок. А еще инки умели проводить и ампутации, о чем свидетельствуют обнаруженные деревянные протезы.
Целитель инка проводит трепанацию черепа |
От всех болезней имелись лекарства: диета, очищение желудка, массаж, пластыри и кровопускание с помощью ланцета были самыми распространенными методами лечения. На побережье использовался клистир в форме наполненной жидкостью трубки, в которую дул целитель. При лечении лихорадки рекомендовались желтые цветы цикория, и сок кактуса. Однако зачастую в качестве простейшего лекарства достаточно было приложить к больному месту лягушку.
В списке лекарственных средств инков были и некоторые животные. Так, для лечения эпилепсии использовалось мясо колибри, при болезнях глаз – свежее мясо викуньи, при сумасшествии – бульон из молодого кондора, а насекомые в сваренном виде исцеляли от язв. Кроме того, инки широко использовали мочу. Каждая будущая мать держала определенный запас этой пахнущей аммиаком тошнотворной жидкости. Ее использовали в качестве растирки при мигренях, как лекарство от болезней зубов и глотки, для мытья грудных детей при высокой температуре.
При коликах у маленьких детей их натирали слюной матери. От пневмонии
применялось материнское молоко, при укусах – экскременты, при отравлениях
принимали жженый волос с алкогольным напитком.
Сами целители принадлежали к определенной категории людей, отличавшихся от
других какой-либо характерной особенностью, например физическим недостатком или
уродством, врожденной слепотой или знаком, оставленным ударом молнии, либо же
они принадлежали к племени, члены которого знали целебные свойства трав и
ревниво хранили свои секреты, переходившие от отца к сыну.
Источники:
«Инки», Итье С.
«Инки. Быт,
культура, религия», Боден Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий