вторник, 11 мая 2021 г.

Божий суд, или Средневековые ордалии железом и сыром

Ордалии — это система судебных доказательств, принятая в Западной Европе в раннее Средневековье и существовавшая преимущественно до XIV века. Традиционно считается, что они применялись при обвинительной процедуре, которая предполагала, что единственным судьей как в гражданских, так и в уголовных процессах являлся сам Господь.

"Божественная ордалия": появление крови на теле жертвы 

Сохранились 35 отдельных «правил», посвященных наиболее распространенным типам ордалий (каленым железом, кипятком, холодной водой, хлебом и сыром) и дошедших до нас как в отдельных рукописях, так и в кодексах.

Божий суд

Ни один чиновник не мог по собственному почину начать расследование преступления. Необходимо было, чтобы в суд явился обвинитель. Если же и через год обвинитель не находился, дело, даже если оно оставалось нераскрытым, следовало прекратить. При наличии доноса судебные чиновники получали право арестовать одновременно и обвинителя, и обвиняемого. Их вместе вызывали на заседание, где обвинение должно было быть повторено вслух. Ответчик либо сразу признавался в содеянном, либо отрицал свое участие в преступлении и требовал проведения ордалии — физического испытания, в ходе которого его невиновность была бы доказана.

Ордалия огнем

Роль седей в подобных процессах была минимальной, ведь решение о виновности или невиновности человека формально выносили не они. Светские чиновники и представители церкви, участие которых при проведении ордалии являлось обязательным, выступали лишь свидетелями проявления Божьей воли, поскольку Господь рассматривался как единственный, Высший судия, кому доступна истинная правда о преступлении и кто может вынести приговор обвиняемому — и сделать это исключительно посредством тела человека.

Виды ордалий

Исследователи традиционно выделяют три вида средневековых ордалий. Двусторонние ордалии предполагали участие в испытании сразу и обвинителя, и обвиняемого. К ним относился, в частности, судебный поединок, на котором с оружием в руках сражались противоборствующие стороны. Если побеждал обвинитель, ответчика ждала неминуемая кара. В обратной ситуации доносчик сам оказывался в роли преступника, и его судили за лжесвидетельство. На протяжении всего Средневековья судебный поединок оставался одной из самых распространенных ордалий на всей территории Европы.

Ордалия - судебный поединок

Менее известным являлось двустороннее испытание крестом, которое проводилось в церкви. Здесь обвинитель и обвиняемый должны были встать друг напротив друга рядом с распятием и скрестить руки на груди: тот, кто опускал руки первым, считался проигравшим. Такой вариант ордалии был распространен, в частности, на территории современных Англии, Ирландии и Дании.

Значительно более активно в эпоху Средневековья использовались односторонние ордалии, являвшиеся также самыми разнообразными. Обвиняемый мог предложить суду испытать его посредством каленого железа: брусок следовало определенное время подержать в руке, и, если через три дня на коже не оставалось никаких следов от ожога, человек признавался невиновным.


Ордалия каленым железом
 

На тот же эффект была рассчитана и ордалия кипятком, в который нужно было опустить одну или обе руки. Иногда также подобная ордалия предполагала использование лемехов плуга, которые раскаляли добела и на которых ответчику следовало простоять какое-то время босиком.

 

Более сложным вариантом считалась ордалия холодной водой, когда обвиняемого на веревке опускали связанным в близлежащий водоем и наблюдали за его «плаванием». Если человек начинал тонуть, его объявляли невиновным, в обратном случае приговаривали как преступника.

 

Весьма специфичной являлась и ордалия хлебом и сыром, когда подозреваемому перетягивали желудок и заставляли проглотить определенную меру съестного; те же правила действовали и в том случае, когда в горло ему вливали воду или иное питье. Такие испытания получили особую популярность, к примеру, на территории современной Италии.

 

Ордалия кипятком

Наконец, в отдельную группу выделялись «Божественные» ордалии, или ордалии чудом. К примеру, считалось, что на целование креста (иконы) в церкви или на посещение могилы святого может отважиться лишь невиновный человек. Точно так же только он побеждал при бросании жребия или иных вариантах гадания.

 

Отличие ордалий от пыток

Во время ордалии доказывалась (или нет) вина подозреваемого, пытка же служила средством получения такого доказательства. Решение о применении ордалии исходило исключительно от самого ответчика, тогда как пытку имели право назначать сами судьи. Как следствие, при ордалии главными действующими лицами всегда являлись обвинитель и обвиняемый. На пытке же обвиняемый оказывался один на один с судьей. Более того, в ней не принимали участия священники. Соответствующим образом менялся и сам мистический характер испытания: если в первом случае решение ожидалось непосредственно от Господа, то во втором приговор выносили люди, наделенные судебной властью.

Ордалии через поединки

Одной из наиболее активно используемых на протяжении всего позднего Средневековья и раннего Нового времени оставалась двусторонняя ордалия через судебный поединок — обращения к ней, к примеру, во Французском королевстве фиксируются еще в конце XVI века. Впоследствии правила проведения подобных поединков легли в основу уже дуэльного кодекса.

Не менее популярными являлись в этот период и «Божественные» ордалии: необъяснимое спасение из тюрьмы или с места казни; обрыв веревки, на которой вешали осужденного; внезапное обрушение лестницы, ведущей на эшафот; появление крови на теле убитого при одном лишь приближении к нему истинного преступника — все эти случаи продолжали восприниматься окружающими как истинные чудеса, как проявление воли Господа, указывавшего таким образом на виновность или невиновность человека.

 

Ордалия холодной водой

Вера во вмешательство свыше в дела людей, в том числе в судебной сфере, оставалась присуща жителям современной Италии, Франции, Англии, Германии, Нидерландов, Польши, Венгрии вплоть до XVIXVII веков. Столь же значимым по-прежнему было для них и обращение к односторонним ордалиям. Так называемое плавание применялось в английских ведовских процессах до начала XVIII века.

 

Испытание ведьм взвешиванием с последующей выдачей соответствующего сертификата практиковалось в Германии вплоть до XVIII века. Только в XVIII веке система ордалических доказательств вины или невиновности человека уступила в Европе место более рациональным принципам судопроизводства.

 



Источник:

«Средневековые ордалии: от каленого железа до хлеба и сыра», Тогоева О.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...