В XV веке обязательным и общепринятым обычаем стало устраивать в честь важного гостя изысканную трапезу. Ренессансный двор с восторгом его принял и даже усовершенствовал, превратив в некий спектакль с аксессуарами, более уместными на сцене, чем в обеденном зале. Не исключено, что именно из подобных «столовых декораций» родились близкие искусства оперы и балета. Они превращали саму трапезу в некое необязательное дополнение. Зародились они, по всей видимости, в Италии, но опять-таки именно в Бургундии превратились в пышные «постановочные» пиры, оскорблявшие мораль и восхищавшие людей светских.
Самым роскошным из них стал Пир Фазана (1454 г.). Все подробности держались в строгом секрете до того часа, когда после трех дней скромных трапез привилегированных гостей не ввели в огромный Отель-дела-Салль. Дело было в январе, и зал был залит морем света от бесчисленного количества свечей и факелов. Слуги, одетые в сумрачные черные или серые ливреи, оттеняли золото и багрянец, атлас, бархат и парчу нарядов гостей.
Пир Фазана, 1454 г. |
В зале стояли три стола, накрытые шелковым дамаском, каждый огромных размеров, потому что они должны были также служить сценой. На столе герцога Бургундского возвышалась модель церкви с колокольней, где находились четверо музыкантов. На том же столе разместился корабль с полной оснасткой и командой. Еще на нем был фонтан из стекла и драгоценных камней. Огромный пирог вмещал 28 музыкантов. Механические звери скользили по изящно сделанным лесам. Актеры изображали ожившие пословицы.
Во время трапезы угощение спускали с потолка, но вряд ли гости могли, не отвлекаясь, насладиться хотя бы одной переменой блюд: каждая сопровождалась 16 интерлюдиями: выступлениями жонглеров, певцов, акробатов, посреди зала была даже разыграна соколиная охота с живыми птицами.
На настоящей сцене представили сложную постановку «История Язона», с огнедышащими драконами, быками и вооруженными воинами. Но все это явилось лишь прологом к центральному шедевру: мольбе Константинополя, захваченного турками годом ранее, о помощи.
Одетый сарацином великан появился, ведя за собой слона, на спине которого восседала женщина в трауре. Она изображала Церковь, приехавшую к герцогу Бургундии слезно просить о помощи ее утраченному городу. После погребального песнопения вышел герольд с живым фазаном в руках.
У рыцарей существовал давний обычай: закреплять нерушимую клятву поеданием птицы, считавшейся благородной (павлина, цапли или фазана). Символический обряд был в этом случае несколько изменен, и после клятвы освободить Константинополь птицу отпустили на волю. Торжественное собрание завершилось балом.
Помимо пиров, излюбленными развлечениями придворных того времени были шахматы и кости, состязания в стрельбе из лука, теннис, карты и игра в мяч, пение и азартные игры. Неспешные интеллектуальные беседы, доставлявшие радость итальянским дворам, отнюдь не везде были любимым времяпрепровождением. Немцы, например, находили удовольствие в шумных попойках; пьянство было национальным искусством. Еще им нравились бурные танцы, вызывавшие досаду и укоры трезвенников.
Охота, французский гобелен эпохи Возрождения
Охота,
как и в Средние века, продолжала оставаться главной забавой аристократии и
королей. Государь охотился не в одиночку, он мог решить провести несколько дней
в облюбованном им уголке страны, приводя с собой большую свиту и решая
государственные дела прямо в поле. Неподалеку от сверкающего огнями охотничьего
домика, где веселились и пели, стояла убогая хижина крестьянина, откуда, в
сущности, и брались средства на утехи богачей.
Источник:
«Эпоха Возрождения. Быт,
религия, культура», Чемберлин Э.
Комментариев нет:
Отправить комментарий